Сечь Запорожская и Донбасс: повторение истории?

8 января 1654 года произошло событие, ставшее знаковой вехой в истории нашей страны. В городе Переяславле состоялось общее собрание представителей козачества, на котором было принято решение просить «высокого белого царя принять их под свою высокую руку», которое вошло в историю под названием Переяславской Рады.

В этой истории усматривается странная аналогия с современностью. Судите сами: в те времена к территории Войска низового Запорожского входили, в том числе, и земли, ныне относящиеся к Донбассу. Помните: «Їхали козаки із Дону до дому, підманули Галю, забрали з собою»? Так это происходило где? Правильно, между Доном и Днепром, то есть, где-то в районе будущего Донбасса. Это что касается территории.

Теперь по поводу самой Рады. Почему оно произошло? Потому, что в столице Двуединого государства Королевства Польского и Великого княжества Литовского (Речи Посполитой) возжелали изменения статуса части населения на востоке страны. Население это отличалось «неудобностью» характера. Они хотели уважения себя, своих прав, своих обычаев, своего языка. Не хотели козаки быть похожими на львовцев, которых за два века из русских насильственно (о чём сейчас замалчивают) превратили в, говоря современными терминами, «евроинтегрированных», а хотели оставаться русскими. Одним словом – слишком уж гордый и неудобный центральным властям оказался народ. Хотелось столичным властям его задавить, да никак не удавалось. Много он пользы принёс государству, но этот его характер уж очень не нравился руководству страны. Ну, не такой он, как хотелось бы, и всё тут!

И тогда столичный Сейм решил изменить этот народ на своё усмотрение на законодательном уровне. И льготы за военные риски сокращали, и церкви начали сдавать в аренду иноверцам, и новую религию (униатство, а по-нынешнему – греко-католичество) выдумали, и налоги изобрели, и школы да прочие учебные заведения заставляли перейти на чужой язык, и экономические всякие ухищрения, вроде регулирования цен на свой вкус… В общем, достали они гордых козаков, и те взялись за оружие. И сказали: не хотим быть с вами вместе, то есть, стали сепаратистами. Пошла на них Речь Посполитая войною. И регулярные правительственные войска, и наёмные батальоны различных панов, и иноземные авантюристы (типа инструкторов) – кто только не стремился задавить бунтовщиков. И удалось бы, возможно, но тут за них вступилась Россия, которая и до этого не раз просила Варшаву прекратить чинить кровопролитие. Козаки же, чувствуя поддержку только с этой стороны (вся Европа, несмотря на поместные дрязги, обещала поддержку Варшаве, прям, как нынешний Евросоюз – Киеву), попросили Москву принять под свою защиту и покровительство, говоря современным языком – попросили российского гражданства.

И 8 января 1654 года в Переяслав прибыла большая российская делегация (посольство) во главе с Василием Бутурлиным, где первые 284 участника Рады во главе с самим гетманом Хмельницким приняли присягу на верность Московскому престолу. После этого и Речь Посполитая как-то сдулась, ибо это означало начало падения её величия, а после – и вовсе распада, а земли Войска Запорожского постепенно приросли другими территориями, названными на старинный, домонгольского периода, манер «Украинами земли русской», то есть – русскими землями (ибо сами запорожцы всегда считали себя русскими), находящимися у края, за которым живут другие народы, или проще – «Украиной».

Вот только на самой Украине эту историю уже забыли. Из названия «Переяслав-Хмельницкий» убрали фамилию гетмана на том основании, что он-де был «первым коммунистом» – за то, что посмел воссоединить два братских народа, которые сейчас называют «вечными врагами», изуродовали памятник Арки Дружбы народов… Да и вообще – так обгадили отношения с соседом, некогда не просто спасший, а, по сути, создавший Украину, что и представить раньше было невозможно! А с другой стороны: поменять в этой истории Варшаву на Киев, а запорожских козаков – на жителей Донбасса, и сразу видишь, что история идёт по спирали, и если украинским властям не хочется повторения печальной судьбы Речи Посполитой, то, может, стоит задуматься над этим? Донбасс уже всё решил, и иного пути, как Россия, для него не существует, это понятно любому. А вот у Киева ещё есть возможность продлить своё существование и не стать посмешищем, раздираемым соседними государствами на клочки. Не пора ли вспомнить, что русские и украинцы, по сути, – одни народ, с одними корнями, единой историей, общей культурой, который силён своим единством!



Добавить комментарий

Войти с помощью: