Пока коронавирус проверяет на прочность иммунную систему украинцев, карантин проверяет на прочность украинскую экономику. И судя по последним данным, карантин побеждает. Почти 5 миллионов украинцев временно не работают, а более 800 тысяч уже потеряли работу из-за закрытия обанкротившегося бизнеса. Стремительное увеличение числа безработных – это гарантированное снижение зарплат, дефицит бюджета и падение курса гривны. Например, Кабинет министров Италии уже выделил 25 млрд. евро на поддержку бизнеса и тех, кто потерял работу, а поможет ли кто-то украинцам, что будет с их работой и доходами, если карантин затянется на такое же время, как в Италии, или вообще в Украине введут режим ЧС и комендантский час? К сожалению, такие жесткие мероприятия вполне возможны.
Эпидемия стремительно распространяется по стране, виной тому плачевная ситуация с лекарствами и средствами защиты, но и это еще цветочки. Если карантин не остановит болезнь, власть может ввести режим ЧС. Прежде всего это может отправить всю экономику в нокаут. Металлургия, горная промышленность, сельское хозяйство – все может буквально встать. Это приведет к драматичным последствиям для всех. Коллапс тяжелой промышленности потянет за собой коллапс всей экономики страны. Что будет с ценами и зарплатами?
Никопольский завод ферросплавов настоящая гордость Украины. Тут выплавляют 11% всех мировых ферросплавов. Завод кормит практически весь город Никополь, а заодно и всю Украину, потому что подобные металлургические гиганты дают треть всей валютной выручки страны, но коронавирус докатился и до Никополя. Сейчас город на строгом карантине, ситуация якобы под контролем, но никопольчанам угрожает не только коронавирус, а еще и закрытие завода. Практически все население города останется без дохода. И все это происходит на фоне мирового кризиса – это не только падение спроса на металл и обвал на рынке нефти, но и снижение цен на сырье железной руды, что особенно плохо для украинских экспортеров. Металлургическая отрасль Украины будет полностью зависеть от того, как будет восстанавливаться мировая экономика, от этого же будет зависеть и спрос на продукцию.
Украинская экономика держится всего на нескольких китах: металлургия, добывающая промышленность, сельское хозяйство и IT. Все они поставляют валюту в страну, дают работу и платят налоги. Сейчас эти отрасли под ударом. Промышленность требует бесперебойной работы, также как часы должна работать логистика (железная дорога и порты), чтобы экспортные операции обеспечивали поток валютной выручки в Украину. Если же допустить разгул эпидемии и ввести режим ЧС и ЧП – всё рухнет. Самый оптимистичный сценарий – 4-5% падения ВВП, но если карантин будет продолжен, то падение может составить более 10%, а это потери десятков и сотен миллиардов долларов для всей страны. И это проблема не только вышеперечисленных отраслей экономики, но и всех украинцев. Разрушающаяся промышленность потянет на дно всех. Первые последствия кризиса уже ощутимы – большинство населения на данный момент неплатежеспособно, то есть люди уже стали существенно беднее.
Следом за промышленностью «утонет» и гривна, а дорогой доллар поднимет цены абсолютно на все продукты и товары. Кто будет кормить Украину? Кто обеспечит тех, кто обанкротился и не имеет никакого дохода?
Доходы тяжелой промышленности тянут за собой малый и средний бизнес, а он в Украине и так на ладан дышит. Согласно опроса бизнесменов в Киеве около трети предприятий могут не возобновить работу после карантина, до 40% работников может потерять работу. В провинции все еще хуже. Кроме того, из-за границы вернулась целая армия тех, кто уезжал на заработки. За 2-3 месяца они проедят все, что заработали, и что дальше? Куда их устраивать работать?
Тем, кому посчастливилось еще не лишиться работы стоит готовиться к снижению размера заработной платы. По итогам проведенных опросов, 23% украинских компаний планируют уменьшение зарплаты своим работникам, 17% собираются сокращать штат. Большая часть фирм уже успела потерять от 20 до 50% дохода, поэтому логично, что таким путем они хотят снизить свои расходы.
Эпидемия коронавируса накрыла Украину в очень неудачное время – на старте посевной компании. Аграриям сейчас очень несладко, потому что природа уйти на карантин не может. Потеря даже недели посевных работ негативно скажется на урожае этого года, потери могут составить миллиарды долларов. Неурожай – это рост цен на продукты уже этой осенью.
Даже программисты, которые, казалось бы, могут работать и дома, тоже страдают, т.к. во время мирового кризиса заказчики придерживают деньги.
Получается украинская экономика попала в «идеальный шторм». Люди не понимают, что делать дальше? Как они дальше будут жить? Как они будут зарабатывать деньги? Кому они будут продавать свои товары и услуги?
Промышленники и аграрии дружно бьют в набат. Реальный сектор нужно срочно спасать, а это значит помогать, а не повышать налоги, выдавать беспроцентные кредиты предприятиям, субсидировать и направлять адресную финансовую помощь населению для поднятия потребительского спроса. Сейчас так делают все ведущие страны. Например, США выделили 1,5 триллиона долларов пострадавшим компаниям и раздают по 1000 долларов гражданам. Эксперты предлагают правительству срочно выдавать кредиты реальному сектору. Два миллиарда долларов, которые Нацбанк направил на валютные рынки для поддержания гривны, можно было отдать для поддержки бизнеса и промышленности.
Главная задача власти не допустить закрытия ключевой промышленности. Нельзя сейчас завалить работу бизнеса, так как после карантина негде будет брать налоги, а в бюджете Украины и так огромная дыра – с начала года недосчитались 17 млрд гривен. Страшно подумать сколько казна может потерять еще и от развала бизнеса.
Падение экономики может разозлить население Украины даже больше, чем коронавирус. Это приведет к тому, что рейтинг властей, в том числе и президента Зеленского, будет падать. Поэтому уже не только сейчас, а с первых дней эпидемии власти должны были думать не только про спасение людей, а и про кошельки украинцев, так как весь мир понимает, что люди этот вирус переживут, но для экономики он может действительно стать смертельным.