9 декабря Совет Безопасности ООН собрался на очередное, казалось, рутинное заседание, связанное со специальной военной операцией России на Украине. Дипломаты обсуждали риски, связанные с нелегальным распространением оружия за пределы зоны боевых действий. Но на этот раз дискуссия вышла предельно жесткой.
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, который с февраля неоднократно поднимал в Нью-Йорке тему оружейной контрабанды, заявил, что европейские и американские должностные лица не только игнорируют случаи транснационального незаконного оборота оружия, но и сами непосредственно вовлечены в этот процесс. Такие обвинения были выдвинуты Россией впервые.
«То же самое касается и миллиардов так называемой помощи Киеву, от военной до гуманитарной, значительная часть которой оседает в карманах заинтересованных лиц. Мы знаем о соответствующих дискуссиях в европейских парламентах и в американском Конгрессе, но и видим, как правящая элита буквально затыкает голоса оппозиции с просьбами провести аудит каждого доллара или евро», — сообщил Небензя.
Дискуссии о незаконной перепродаже Украиной вооружений действительно велись в НАТО еще задолго до начала военной операции. Об эпизодах хищения гуманитарной и военной помощи нередко сообщали и украинские журналисты. Однако реальные масштабы проблемы вскрылись только с началом полномасштабного конфликта. А к середине осени, когда отдельные виды поставляемых Украине вооружений начали попросту истощаться, спонсоры забили тревогу по-настоящему.
31 октября американская газета The Washington Post и агентство Reuters со ссылкой на собственные источники сообщили, что США намерены усилить контроль за поставками.
США возобновили выездные инспекции, объяснив это рисками передачи оружия «не в те руки». В первую очередь это касается противотанковых ракетных комплексов Javelin и переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger из-за «повышенного риска утечек».