Официальный Киев снова заявил об отказе выполнять Минские соглашения. Так уполномоченный Луганской Народной Республики на переговорах Контактной группы в Минске Владислав Дейнего прокомментировал заявление заместителя министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко.
— Владислав Николаевич, замминистра иностранных дел Украины господин Пристайко заявил «Интерфакс-Украина», что киевская власть понимает необходимость «сшить» Украину и готова «идти навстречу, учитывать мнение местного населения этих регионов» но «подсовывать каких-то российских граждан или наемников и делать из них лидеров Донецка и Луганска — это несправедливо». Как вы это прокомментируете?
— Первое. Видимо, верхом справедливости для официального Киева является целенаправленное уничтожение именно населения Донбасса — как физически, путем артиллерийских обстрелов, так и путем создания невыносимых условий для выживания населения. Искусственно спровоцированная гуманитарная катастрофа на территории Донбасса является прямым следствием шагов Украины, направленных на создание закрытой и полностью заблокированной «резервации «на территории Донбасса (помните высказывание Тимошенко — «обнести Донбасс колючей проволокой»), практически непреодолимых преград для перемещения населения через линию разграничения между ЛНР-ДНР и Украиной, полной экономической блокады и т. п. Впрочем, это эмоции!..
Второе. Напомню. 12 февраля в Минске Комплекс мер по выполнению Минских соглашений был подписан Трехсторонней контактной группой и главами ЛНР и ДНР. Если министр иностранных дел Украины считает их российскими гражданами или наемниками, то это игра его собственного воображения. Комплекс мер по выполнению Минских соглашений одобрен главами трех европейских держав и вынужденно признан Петром Порошенко. Их совместная декларация по итогам встречи в Минске в «нормандском формате» на высшем уровне, а затем и одобрение Советом Безопасности ООН придает этому абсолютно официальному документу особый вес и вселяет надежду на его неукоснительное выполнение.
Третье. Именно целый ряд последующих действий и публичных заявлений официальных лиц Украины ставят под сомнение перспективы мирного урегулирования конфликта на Донбассе. И все они связаны практически с одной произвольной аксиомой Киева: ни под каким видом не признавать право выбора и суверенную волю жителей Донбасса. Поэтому и только поэтому свои тезисы его официальные представители в одном случае мотивируют тем, что в боевых действиях на Донбассе принимают участие не местные жители, а российская армия, и договариваться нужно с Российской Федерацией, в других — тем, что им вместо представителей населения Донбасса для диалога «подсовывают российских наемников». Господа власть предержащие в Киеве, определитесь наконец-то, а то тут некий диагноз уже просматривается!.. Простите, снова на эмоции сорвался.
Четвертое. Подобное «раздвоение сознания» официального Киева убеждает только в одном — категорическом нежелании идти путем мирного урегулирования противостояния на Донбассе. И все их действия — затягивание времени, нежелание признавать очевидные вещи, нелепые попытки найти благовидные предлоги для уклонения от конструктивного диалога — направлены на то, чтобы не мытьем, так катаньем уйти от выполнения обязательств, принятых на себя Украиной в ходе переговоров в Минске 11- 12 февраля 2015 года.
И последнее. Заявление господина Пристайко сделано в нарушение пунктов 4, 9, 11, 12 и 13 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений в части диалога с представителями ЛНР и ДНР.
— Но, может быть, это заявление для «внутреннего» пользования? Чтобы хоть так отвлечь от приближающейся катастрофы.
— Не суть важно. Важно, что в очередной раз официальный Киев дает повод обратить внимание мирового сообщества на недоговороспособность Киева и его неспособность выполнять достигнутые договоренности.
Об этом говорит упорство Порошенко не признавать Дебальцевский «котел» как фактор, разрешение которого путем включения в перечень мер по мирному урегулированию критически важен для самой возможности мирного урегулирования. Именно оно привело к абсолютно неоправданным как в военном, так и в политическом плане потерям, основная масса которых приходится на ВСУ и иные вооруженные формирования Украины.
Об этом говорят и дальнейшие действия.
Во-первых, попытка подготовить конституционную реформу без согласования с представителями Луганска и Донецка (в подтверждение тому — распоряжение Гройсмана от 18.02.2015 № 225 и указ Порошенко от 3.03.2015 № 119/2015).
Во-вторых, сознательное затягивание отвода средств тяжелого вооружения сначала на 22 февраля- дату, согласованную по настоянию украинской стороны Совместным центром по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон (по пункту 2 Комплекса мер отвод должен был начаться 17 февраля, что, собственно, и было сделано представителями Народных Республик), затем на 26 февраля (уже без согласования и каких бы то ни было разумных аргументов, со ссылками на недостаточно явные проявления «режима тишины». Хотя никакой разницы ни до, ни после 26 числа нет: отдельные нарушения отмечаются постоянно, но, по оценке ОБСЕ и упомянутого выше Совместного центра, не имеют критического влияния на оценку выполнения пункта 1 Комплекса мер от 12.02.2015).
В-третьих, официальные заявления о возможности ведения диалога с представителями Луганска и Донецка только после проведения выборов (прямое противоречие пунктам 4 и 12 Комплекса мер). Все это — свидетельства явного нежелания и неспособности обеспечить выполнение мероприятий, предписанных Комплексом мер от 12 февраля 2015 года.
— Что же делать?
— ЛНР и ДНР неоднократно уже обращались в адрес гарантов Минских соглашений с просьбой оказать влияние на киевские власти, заставить их выполнять как Комплекс мер в целом, так и каждый отдельный пункт этого Комплекса в отдельности, в полном соответствии с документом, подписанным 12 февраля 2015 года в Минске. Боюсь показаться назойливым, но Украина не оставляет мне иного варианта, как снова апеллировать к «нормандской четверке».
Уважаемые лидеры трех европейских держав приложили огромные усилия к созданию почвы для мирного урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе. В истории дипломатии мало найдется примеров столь длительных и сложных переговоров. Нельзя допустить, чтобы титанические усилия Владимира Путина, Ангелы Меркель и Франсуа Олланда по стабилизации ситуации на Украине пошли прахом вследствие крайне неконструктивной позиции Петра Порошенко и официального Киева как в ходе самих переговоров, так и в процессе реализации достигнутых соглашений.