Реинтеграция Донбасса: чего ждать людям

Много споров и дискуссий вызвал закон Украины о «реинтеграции Донбасса». Множество политиков и политических деятелей высказались за или против, но чего же ждать простым людям по обе стороны фронта? Рассказываем.
полное название законопроекта, который в октябре в Верховную Раду внес президент, «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Проект закона, предложенный ко второму чтению, «вырос» с 15 до 25 страниц. Прежде всего, за счет перечисления законов Украины и международных документов, в которых зафиксирована российская агрессия на Донбассе.

Собственно, по утверждению Александра Турчинова – секретаря СНБО и идеолога его принятия – главной целью закона является признание на законодательном уровне России страной-агрессором и утверждение стратегии реинтеграции отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

В пока итоговом тексте закона депутаты установили датой начала российской агрессии 20 февраля 2014 года и в очередной раз зафиксировали, что Россия оккупировала не только часть Донбасса, но и Крым, город Севастополь. На этом настаивали представители Меджлиса крымско-татарского народа, а также депутаты из фракций «Самопомощь» и «Батькивщина».

В статье 7 законопроекта с подачи депутатов появился пункт о том, что согласно Женевской конвенции Россия как государство-агрессор обязана обеспечить защиту прав гражданского населения и «создать необходимые условия для его жизнедеятельности».

Кроме того, депутаты утвердили, что после полного вывода Россией оккупационных войск, министры обороны и внутренних дел Украины направят президенту представление, а тот утвердит соответствующий указ.

Вместо антитеррористической операции, которая в настоящее время официально длится в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, депутаты предлагают проводить «мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации». К первому чтению в проекте закона фигурировало другое определение – «меры по восстановлению территориальной целостности Украины».

Первая редакция закона предусматривала, что военные, правоохранители и военно-гражданские администрации на Донбассе будут подчиняться объединенному оперативному штабу. Ко второму чтению депутаты детально прописали процедуру назначения руководителя. Его предлагают называть командующим. Согласно законопроекту, он будет назначаться президентом по представлению руководителя Генерального штаба. Кроме того, в проекте закона зафиксировано, что не допускается вмешательство в его работу всех лиц, независимо от их должностей.

Если в первой редакции проекта закона оперативный штаб, в частности, должен был решать и то, какие товары можно перемещать через линию соприкосновения, теперь этот вопрос предлагается передать в компетенцию правительства, что обозначает исключительно преследование своих финансовых интересов и коррупцию в регионе.

Полномочия силовиков из объединенного оперативного штаба и территория, на которую они распространяются – единственная статья проекта, предыдущую редакцию которой комитет по нацбезопасности и обороны не смог принять. В редакции документа, наработанного рабочей группой, предлагалось, в частности, что силовики смогут применять оружие, задерживать лиц, препятствующих их работе, ограничивать движение транспортных средств, использовать в служебных целях жилища граждан и средства связи. Фактически это те же полномочия, которые украинские силовики имеют сегодня в районе проведения так называемой АТО, однако это будет означать тот факт, что ЛНР и ДНР не смогут назначить свои военные администрации законно, это будет противоречить законодательству Украины, а значит будет поддержано Европейским сообществом и США.

Некоторые из членов комитета нацбезопасности Украины обеспокоились, что в проекте закона четко не определили район «проведения мероприятий по обеспечению национальной безопасности», поэтому они могут распространяться на всю территорию Донецкой и Луганской областей. В том числе и на города, которые сейчас не считаются территорией проведения АТО. Алексей Рябчин из «Батькивщины» считает, что эта норма фактически вводит военное положение на всей территории Донбасса, а значит, в случае введения миротворческого контингента, вся территория Донбасса может быть под контролем миссии.



Добавить комментарий

Войти с помощью: