«Большая стройка»: освоить миллиарды

На инфраструктурном строительстве компании-подрядчики осваивают колоссальные по украинским масштабам финансовые ресурсы. Как отмечает Владимир Ахундов, эксперт «Лиги антитраста», проект финансируется за счет госбюджета, фонда регионального развития, кредитов госбанков и пр. На это направление перебрасываются любые свободные средства. Например, в начале декабря 2021 года Верховная Рада в очередной раз выделила на «Большую стройку» 19 млрд грн за счет возросших поступлений от ренты за газ. Напомним, в госбюджете на 2021 год под этот проект сначала заложили 89 млрд грн.
Миллиарды, которые льются из госбюджета в инфраструк­туру, с одной стороны, дают поддержку ВВП страны, а с другой — позволяют выигрывать в тендерах «нужным компаниям»
Частично инфраструктуру строят в долг. В конце августа 2021 года Укравтодор подписал договор консорциумного кредита на $376 млн с шестью украинскими банками. А благодаря внесенным в 2020 году изменениям в Бюджетный кодекс кредиты на ремонт дорог под госгарантии могут брать и областные советы.
«Последние два года Укравтодор получает больше госгарантий без обеспечения и платы за их предоставление, — продолжает Богдан Прохоров, экономист ЦЭС. — Причем у Укравтодора нет собственных источников финансирования, поэтому возвращать долги придется из бюджета». То есть за все снова заплатят налогоплательщики.
Эффективность использования финансирования вызывает немало вопросов. По подсчетам «Лиги антитраста», Украина переплачивает за ремонт и строительство 1 км дороги 20–40% от его стоимости из-за дискриминационных практик Укравтодора. Владимир Ахундов уточняет, что госагентство не допускает к тендерам значительное количество компаний и ограничивает конкуренцию, а от этого напрямую зависит экономия средств.
«С назначением в мае 2021 года Александра Кубракова на должность министра инфраструктуры дискриминационные практики начали распространяться на другие сферы: закупку новых электровозов Укрзализныци, строительство и реконструкцию региональных аэропортов», — продолжает Ахундов. В пример собеседник Фокуса приводит замену подрядчика на строительстве аэропорта «Днепр» на турецкую компанию Onur и разрешение Верховной Рады не проводить тендер в системе Prozorro для строительства Киевской окружной дороги (тендеры по дороге вокруг Киева проводит самостоятельно Укравтодор). Ориентировочная стоимость проекта по строительству окружной — 85 млрд грн.



Добавить комментарий

Войти с помощью: