Заседание Контактной группы 13 октября полностью подтвердило, что Киев присутствует на переговорах лишь для «замыливания глаз» при реальном отсутствии малейшего намека на попытки урегулировать конфликт.
Вопиющее преступление Украины — захват ВСУ наблюдателя Представительства ЛНР в СЦКК в момент проведения согласованных работ вблизи линии разграничения, на которые Украина предоставила дополнительные гарантии безопасности — подрывает доверие к официальным гарантиям и заявлениям Киева.
На протяжение всего заседания мы неоднократно поднимали этот экстренный вопрос с целью добиться от Киева немедленного возвращения наблюдателя СЦКК ЛНР, разъяснений по инциденту и ответа — какие меры будут предприняты властями Украины для предотвращения его повторения.
От украинской же стороны звучали только никчемные лживые попытки оправдать преступление ВСУ.
Поразила в этой ситуации логика действий координаторов от ОБСЕ. Никакой активной реакции ни со стороны координатора Контактной группы Микко Киннунена, ни со стороны координатора рабочей группы по безопасности, главы СММ ОБСЕ на Украине Яшара Халита Чевика не последовало.
Первый дипломатично выразил озабоченность вопросом, при этом системно пытался перевести обсуждение на «не менее важные темы» — плановые вопросы повестки дня, которые уже как минимум год «забалтываются» Украиной.
Второй упорно уклонялся от оценки ситуации, ссылаясь на то, что в рамках Контактной группы выступает исключительно в роли координатора подгруппы. Тем не менее, после наших настоятельных требований господин Чевик всё же ответил, что располагает подтверждением принятия украинской стороной решения вернуть похищенного сотрудника СЦКК ЛНР. Украина на это отмолчалась.
Никакого продуктивного обсуждения вопросов повестки дня не получилось.
По политическому треку координатор подгруппы заявила, что поскольку поручение Контактной группы с пометкой «срочно» – разработка Плана действий по всеобъемлющему урегулированию в соответствии с Минскими соглашениями – не выполняется уже год, то нужно уделить время другим вопросам. Парадоксальное заключение! Если вопрос документа о всеобъемлющем практическом мирном урегулировании не получается решить больше года, то вместо выяснения причин и поиска способа их устранения нужно просто его отбросить?
Такой подход явно не способствует какому-либо продвижению в переговорном процессе, а с учетом деструктивной позиции Киева фактически сводит на нет все попытки решения вопросов политического урегулирования. Рассчитываем, что координатор изменит свой подход и перейдет к реальной модерации в соответствии со стандартами ОБСЕ.
Координатор подгруппы по гуманитарным вопросам в своем докладе отметила, что заседание не состоялось. При этом почему-то говорила не о демарше делегации Украины, а о «недостаточной гибкости» других участников. Такая чрезмерная «дипломатичность» и отказ называть вещи своими именами лишь поощряют поведение Украины, способствуя дальнейшим срывам заседаний.
На фоне предельного эмоционального накала в связи с похищением наблюдателя СЦКК ЛНР доклад координатора подгруппы по вопросам экономики и восстановления прошел мимо внимания участников переговоров.
Проект регламента Украина обсуждать попросту отказалась.
В разделе «разное» мы еще раз потребовали от Украины назвать конкретное время возвращения нашего наблюдателя. В ответ прозвучали очередные отговорки и ложь.
Кроме того, нами были высказаны резкие оценки по всем предпринятым на заседании попыткам ухода от обсуждения ключевых вопросов и потакания саботажу украинской стороны.
Киев же, с молчаливого одобрения модераторов, уже даже не утруждает себя попытками имитировать конструктив. Напротив, теперь украинские представители четко демонстрируют свои истинные задачи – окончательно загнать Минские переговоры в глухой тупик по всем аспектам урегулирования и, как показал вопиющий случай с представителем ЛНР в СЦКК, полностью исключить перспективы о чем-либо предметно договориться.