Собственно сама УПА стала существовать с 1943.
17-23 февраля 1943 в с. Тернобежье Олевского по инициативе Романа Шухевича состоялась III конференция ОУН, на которой было принято решение об активизации деятельности и начале вооруженного выступления.
Большинство членов конференции поддержало Шухевича (хотя М. Лебедь возражал), по мнению которого основная борьба должна быть направлена не против немцев, а против советских партизан и поляков — в направлении, уже осуществляемом Д. Клячкивским на Волыни.
В конце марта 1943 года сторонникам и членам ОУН, служившим в немецких военизированных и полицейских формированиях, было направлено указание уходить в леса вместе с оружием. Согласно перехваченному советскими партизанами приказу, собственно начало «формирования украинской национальной армии за счет полицейских, казаков и местных украинцев бандеровского и бульбовского направления» пришлось на вторую декаду марта 1943 года.
Ряды будущей УПА в период с 15 марта по 4 апреля 1943 пополнило от 4 до 6 тысяч членов «украинской» полиции, персонал которой в 1941-42 годах был активно задействован в уничтожении евреев и советских граждан
С этого момента националисты УПА якобы перестали подчинятся немцам, и далее воевали против них и против Советской власти. Хотя как выше уже писал, нет никаких свидетельств боевых действий УПА против немцев. Основной их целью был геноцид гражданского населения, в первую очередь сторонников Советской Власти, а так же этнические чистки направленные против поляков и евреев, в том числе проводимые совместно с нацистами.
Приведу один эпизод:
Трагедия Яновой Долины.
В ночь с 22 на 23 апреля 1943 года (в преддверии Пасхи) отряды 1-й Группы УПА под командованием И. Литвинчука («Дубового») вошли в с. Яновая Долина и начали поджигать все строения. Часть жителей погибла в огне, тех, кто пытался выбраться — убивали.
Расквартированный в селе немецкий гарнизон — рота литовской вспомогательной полиции под немецким командованием — во время нападения находился в селе, но не покинул своего расположения. Националисты не атаковали гарнизон. Полицейские не пытались противодействовать националистам, и открывали огонь, только когда к его расположению приближались националисты.
В результате акции погибло от 500 до 800 человек, включая женщин и детей. Многие были сожжены заживо