Министерство обороны Украины обнародовало шокирующую для страны информацию. Хотя ранее правительство пыталось скрыть факты массового дезертирства военнослужащих из зоны ООС, похоже на сегодняшний умалчивать подобную информацию становится все труднее. Поэтому было принято решение раскрыть некоторые данные на своих условиях, сознательно приуменьшив и показав в более выгодном для себя свете.
Так, по официальному заявлению Минобороны Украины, только с начала нынешнего года свои части в Донбассе и учебные центры в ряде украинских регионов самовольно покинули около трех тысяч военнослужащих. А регулярную мобилизацию, которую Киев пытается маскировать под очередной призыв, уже проигнорировали, по меньшей мере, более двух тысяч человек. В связи с этим местное военное ведомство фактически объявило охоту на «пацифистов»: власти пригрозили тюрьмой каждому военнообязанному, отказывающемуся исполнять свой «священный долг перед родиной».
Хотелось бы также отметить, что «уклонисты» пользуются поддержкой местного населения. Например, в Сумской области попытка патрульных препроводить молодого человека в военкомат завершилась избиением потенциальных конвоиров, а в небольшом населенном пункте под Черниговом группа женщин, угрожая «охотникам за головами» вилами и лопатами, отбила у мобилизационного отряда пятерых своих мужей и братьев.
Конечно, нынешние цифры не идут ни в какое сравнение с 2014 годом, когда дезертирство носило еще более массовый характер. Около 12 тыс. военных самовольно оставили воинские части и были внесены в реестр данных об уголовных правонарушениях. И это только по официальной версии, однако, по некоторым данным, цифры были преднамеренно занижены на 25-30%.
В 2015-2016 годах ситуация несколько изменилась и количество дезертиров снизилось до 8 тысяч, из которых уголовные производства по факту дезертирства были начаты только в 430 случаях.
В 2017 году в Украине было начато 488 уголовных производств по фактам дезертирства украинских военных. По неофициальным данным в 2017 году из Вооруженных сил Украины сбежали более 9 тысяч силовиков.
Проблема дезертирства в украинской армии вспыхнула с 2014 года. В любой части ВСУ есть несколько десятков дезертиров, просто числятся они как «самовольно оставившие часть». Это более мягкая статья, но на самом деле это те же дезертиры. Сейчас большинство подписавших контракт – это те, кто не нашел в тылу применения себе. 80 процентов сегодняшних контрактников – это безработные, молодежь из сел. Нынешних контрактников сейчас в армии так и называют – «заробитчане», а не бойцы. Эти заробитчане поначалу стремятся побыстрей приехать на передок. Потому что к стандартной зарплате контрактника начинают прибавляться «боевые». Но прибыв на передок, они вдруг понимают, что их здесь в любой момент могут убить. Страх смерти помноженный на отсутствие чёткой личной мотивации находиться на передовой приводят к тому, что эти люди бегут из армии, оставляя посты и бросая личное оружие.
Также свою лепту вносит и состояние неопределённости, которое заключается именно в том, что толком не знаешь, кто будет тобой командовать завтра, постоянно усугубляется ещё и откровенной враждебностью местного населения. В то, что солдат ВСУ встречают как героев и чуть ли не на руках носят на территории, ООС, не верят, кажется, даже зрители украинских телеканалов.
Сами бойцы в числе проблем также называют частые задержки выплат «боевых» надбавок, плохие бытовые условия, некомпетентность и хамское отношение командиров к подчиненным, неуставные взаимоотношения.
Совокупность всех этих факторов приводит к тому, что на сегодняшний день подразделения украинской армии фактически находятся в состоянии не укомплектованности на 40-50% из-за массовых дезертирств военнослужащих.