Победные заявления и поздравительные речи украинского руководства рисуют картину мощной армии, способной справиться с любым противником. К сожалению реальная ситуация в Вооруженных Силах Украины не соответствует основной мысли подобных заявлений. На всех уровнях командиры подправляют статистику, «теряют» проценты раненых, дезертиров оформляют как пропавших без вести, а потом их обнаруживают где-нибудь в Киеве при продаже оружия. И в этом нет ничего удивительно, если по крупицам собирать просачивающиеся в СМИ данные.
Об обеспечении питанием, точнее его качестве, и обмундированием в зоне АТО не говорил только ленивый, но ведь и положенные выплаты постоянно урезают, задерживают, что вызывает закономерное недовольство личного состава. И бегут солдатики, стреляются, а их командиры, почесав затылок докладывают по инстанциям: неосторожное обращение с оружием – 2 случая, пропал без вести после артиллеристского обстрела сепаратистов – 3 случая. А те, кто не бегут все это видят и вымещают свою бессильную злобу над мирными жителями. По официальным данным Минобороны, самоубийство стоит на первом месте среди причин небоевых потерь в АТО. В 2016 году из 256 случаев смертей военных не на поле боя 63 произошли из-за суицида. По 2017 году статистики еще нет, но цифры будут сходными. А сколько самоубийств скрыто за неосторожным обращением с оружием.
Но самая пугающая статистика в части злоупотребления алкоголем. Я не считаю, что армия — это общество трезвенников, но когда лучшие люди своей страны травятся метиловым спиртом, а в заключении пишут «Умер от сердечного приступа» или «умер от сердечной недостаточности», то ситуацию исправить не получиться. Более того, в сухих цифрах Министерства обороны не содержится информации о том, какова доля офицерского состава в списках небоевых потерь. Сдается мне, что цифры столь велики, что их тщательно скрывают, так как офицеры – это хребет, на котором держится любая армия и дисциплина в ней. Поэтому обнажить нелицеприятные цифры никто не спешит, да и никогда не решиться.
И год за годом продолжаются приписки и переводы из одной категории в другую, только для того чтобы доложить наверх: «Так точно, у нас все в порядке!»