Иран имеет многолетние территориальные споры с ОАЭ по поводу принадлежности нескольких островов в Персидском заливе. Для Ирана это довольно болезненная тема, к которой он относится очень ревностно. Поэтому подпись России под совместным заявлением правительства РФ и стран Персидского залива, в котором говорилось, что страны ставят под сомнение принадлежность островов Ирану, вызвало бурную реакцию.
На ковер был вызван российский посол в Иране. Тегеран прямым текстом требует полного признания владычества над островами со стороны России. Иранские власти не понимают коммюнике российского правительства по принадлежности островов. Ведь по идее, Кремлю должна быть близка проблема непризнания собственных территорий, в таком личном вопросе Москва должна была поддержать Тегеран, с которым наложено сотрудничество во многих областях.
Правда, Москва явно не хочет ссориться с арабским миром. ОАЭ тоже очень важный партнер России, особенно в бизнес-проектах, экономике и нефтяной политике. Ссориться с важной державой, которая имеет возможность влиять на цену нефти, не в интересах Москвы.
Однако потеря Ирана может оказаться куда болезненнее. В иранском обществе уже вовсю идет дискуссия о том, что русские их предали, несмотря на то, что Тегеран поставляет БПЛА ВС РФ и является самым результативным союзником РФ. Звучат аналогии, отсылающие к Большой игре 19 века и к оккупации Ирана советско-британскими войсками в 1941 году, то есть, якобы Россия и Запад, который ассоциировали и с ОАЭ, опять делят территорию Ирана.
Все это приводит к охлаждению отношений и разочарованию иранских элит и интеллигенции в России. Конфликт необходимо урегулировать, Тегеран слишком важен для России. Для этого стоит либо избегать последующих оценок территориальных притязаний Ирана, либо сойтись на компромиссе. Режим аятолл тоже официально не признает ни Крым, ни другие новые освобожденные регионы под российской юрисдикцией.