Саммит НАТО о России: миролюбивые слова и воинственные документы

Завершившийся в Варшаве саммит НАТО стал, пожалуй, наиболее противоречивым за последние годы. Практические решения саммита, отраженные в его финальных документах, прозвучали острым диссонансом к многочисленным призывам к диалогу с Россией в заявлениях большинства европейских лидеров.

Противоречие между ними объясняется подходом, который альянс выбрал в отношении Москвы: сочетать диалог с РФ с ее сдерживанием военными средствами и усилением обороны НАТО у границ России. В Брюсселе и Вашингтоне этот подход иногда называют «Россия в 3D», однако не из-за его виртуального характера, а всего лишь по английской аббревиатуре слов dialogue (диалог), defense (оборона), deterrence (сдерживание).
Волшебную формулу «сдерживания и диалога» нынешний генсек НАТО хорошо усвоил по урокам отца, возглавлявшего минобороны Норвегии в годы «холодной войны». Именно она десятилетиями лежала в основе норвежской концепции взаимодействия с «большим восточным соседом», и именно к ней Столтенберг начал прибегать еще до того, как официально занял пост генсека.
Сейчас подходы отца и сына к старому проверенному рецепту несколько разошлись. Столтенберг-старший последовательно подчеркивает необходимость говорить с Россией и наводить мосты, как делал он сам, возглавляя норвежский МИД в конце 80-х и начале 90-х. Его сын, в пору бурной левацкой молодости закидывавший камнями посольство США и протестовавший против НАТО, теперь, вольно или невольно, добавляет в двухкомпонентный коктейль побольше сдерживания в ущерб мирным заверениям.
О диалоге
«НАТО отнюдь не претендует на то, чтобы влиять на отношения, которые Европа должна поддерживать с Россией, — заявил Олланд. — И для Франции Россия не является ни противником, ни угрозой».
«Нынешний саммит НАТО не направлен против РФ. Альянсу сегодня следует начать говорить с Москвой», — уверен премьер Люксембурга Ксавье Беттель.
Такой подход поддержал и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, заявив корр. ТАСС по итогам саммита, что заседания Совета Россия- НАТО (СРН) необходимо проводить на регулярной основе. «Нидерланды неоднократно призывали, и этот призыв получал поддержку многих других (стран), чтобы заседания СРН проводились на регулярной основе, в том числе и в будущем. Будем надеяться, что заседание, намеченное на среду, 13 июля, состоится», — сказал он.
Да и сам генсек Столтенберг, говоря о предстоящем заседании СРН, подчеркнул, что Совет «должен действовать в любую погоду, особенно, когда напряженность в наших отношениях высока». «Сегодня это особенно важно. Поэтому мы приняли решение проинформировать Россию (на заседании СРН 13 июля — прим. ТАСС) о решениях саммита НАТО, поскольку мы транспарентны и нам нечего скрывать», — заверил он.
И о сдерживании
Итоговое коммюнике саммита, тем временем, выглядит куда более сдержанно. Из 139 статей этого документа в 24 речь идет напрямую о проблемах, связанных с Россией, но только семь из них посвящены вопросам сотрудничества и диалога. В остальных рассказывается о многочисленных неприятностях, которые РФ якобы создала для альянса и соседних стран, и о мерах, которые НАТО принимает в ответ на «формирование новых условий безопасности в Европе».

«Последние действия и политика России понизили уровень стабильности и безопасности, повысив непредсказуемость и изменив обстановку в сфере безопасности», — указал в итоговой декларации саммита Североатлантический альянс, обвинив Россию в нарушении «ценностей, принципов и обязательств», которые лежат в основе двусторонних отношений, в частности, Основополагающего акта Россия — НАТО от 1997 года и Римской декларации от 2002 года. Это, по утверждению альянса, «нарушило доверие и изменило основополагающие принципы глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности». «Решения, которые мы приняли, в том числе и здесь, на саммите, полностью соответствуют нашим международным обязательствам и, следовательно, не могут рассматриваться кем-либо как противоречащие Основополагающему акту Россия — НАТО», — утверждается в тексте документа.
«В то же время, в рамках общего подхода Североатлантического союза к обеспечению безопасности ее населения и территории, сдерживание должно быть дополнено конструктивным диалогом и взаимодействием с Россией для обеспечения взаимной транспарентности и снижения рисков», — говорится в итоговом документе. Но и тут с небольшой оговоркой о том, что «эти усилия не будут предприниматься в ущерб надежного сдерживания и обороны НАТО».
«Альянс не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Тем не менее мы не можем и не будем поступаться принципами, на которых зиждется безопасность нашего альянса, Европы и Северной Америки. НАТО будет оставаться транспарентной, предсказуемой и решительной», — подчеркивается в документе.
Когда дело доходит до сотрудничества в сферах, которые представляют действительно большую важность для НАТО и практическую ценность в отношениях с Россией, альянс призывает РФ к соблюдению обязательств. В частности, в итоговой декларации Москве напомнили, что она несет ответственность в соответствии с Венским документом (ВД), Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Договором по открытому небу (ДОН). Как утверждается в документе, «односторонняя военная деятельность России на Украине и у ее границ продолжает подрывать мир, безопасность и стабильность во всем регионе, а избирательное выполнение ВД и ДОН, как и долгосрочное невыполнение ДОВСЕ, сводят на нет положительный эффект от этих инструментов контроля за распространением оружия».
Прощай, русское оружие
В итоговой декларации саммита НАТО поприветствовала усилия государств-членов, стремящихся преодолеть сохраняющуюся «зависимость от наследия в виде вооружений российского производства». Очевидно, на волне настойчивого требования увеличить военные бюджеты до 2% ВВП Вашингтону выгоднее, чтобы партнеры нуждались в приобретении новых военных возможностей, то есть закупали новое оружие и технику, одним из главных производителей которых для НАТО является американский военно-промышленный комплекс.
Наращивание военных бюджетов — часть политики сдерживания и обороны НАТО. Как заверяет альянс, эта политика «имеет большое значение для предотвращения конфликтов и войны».
Оборона на суше
По собственно НАТОвской тематике основным итогом саммита стала декларация о размещении в Восточной Европе и Черноморском регионе дополнительных сил НАТО.
По итогам первого дня саммита было официально оглашено решение о размещении на восточном фланге НАТО четырех батальонов — по одному в Польше и трех странах Балтии. У каждого государства будет своя «лидирующая нация», отвечающая за формирование батальона и последующее командование им.

«Канада возьмет на себя роль «лидирующей нации» в Латвии, Германия возглавит батальон в Литве, Великобритания — в Эстонии, а США будет «лидирующей нацией» в Польше», — отметил Столтенберг, сообщив, что многие другие страны — члены НАТО уже приняли решение внести свой вклад и предоставить личный состав.
«Это будут сильные многонациональные батальоны, которые покажут силу трансатлантических связей и ясно продемонстрируют, что нападение на одного союзника будет расцениваться как нападение на весь альянс», — подчеркнул генсек, сообщив, что батальоны будут размещены в странах Балтии и Польше уже в следующем году — на ротационной основе. Предполагается, что численность каждого из батальонов составит 1 тыс. человек.
Ряд стран НАТО уже объявили о выделении солдат для этих батальонов. Так, Франция в 2017 году направит одну роту в Эстонию, а в 2018 году — в Литву. Бельгия отправит 150 человек в Литву, Дания — 200 в Эстонию. Еще 200 солдат выделит Норвегия, но куда они отправятся, пока неизвестно.

В Черноморском регионе альянс принял решение о создании многонациональной румынско-болгарской бригады, которая будет базироваться в Румынии. На ее базе альянс планирует вести обучение своих многонациональных сил. Какой будет реальная численность этой бригады, ее структура и национальный состав, никто пока не знает.
Сомнение в ценности принятых на саммите решений о развертывании на восточном фланге четырех батальонов высказал президент Чехии Милош Земан. По его словам, Чехия «уважает желание Польши и стран Балтии, а также, вероятно, Румынии, принять эти 800 человек на своей территории», но, «с военной точки зрения, это скорее символичное, нежели эффективное число». «Чехия ничего такого не рассматривает и не просила о таком», — добавил он.
И на море
НАТО пообещала пристально следить за ситуацией в Черном, Балтийском и Средиземном морях, а также Северной Атлантике. Как отмечается в тексте итоговой декларации, альянс сталкивается с растущими угрозами во всех этих регионах, в том числе в связи с «усилением военной активности» России, которая «бросает вызов региональной безопасности».

«Данные тенденции привели к увеличению непредсказуемости, что может быть нивелировано мерами по обеспечению взаимной прозрачности и снижению рисков. Признавая неделимость безопасности государств-членов, мы будем продолжать пристально следить за ситуацией в данных регионах», — говорится в документе.
На Балтике альянс намерен сделать акцент на партнерстве с не являющимися членами альянса Швецией и Финляндией, в том числе посредством «политических консультаций, обмена информацией об обстановке и проведения совместных учений».
Альянс также намерен поддерживать усилия черноморских стран по обеспечению их безопасности и стабильности. На этом направлении будут активизированы диалог и сотрудничество с Грузией и Украиной. Организация выражает готовность к отражению любых потенциальных угроз в Северной Атлантике, включая «угрозы морским линиям коммуникаций и морским подступам к территориям НАТО», намерена усилить свои позиции на море и сделать упор на комплексный анализ информации о ситуации в регионе.
Ракеты и противоракеты
В итоговой декларации упоминается и готовность НАТО применить ядерное оружие. «Условия, в которых НАТО может применить свое ядерное оружие, представляются исключительно отдаленными. Однако если безопасность любого из государств — членов альянса окажется под угрозой, НАТО способна нанести противнику несопоставимый урон, намного превышающий выгоду, которую противник рассчитывает получить», — сказал он.

Саммит НАТО сегодня объявил о выведении своей системы противоракетной обороны (ПРО) на начальный уровень боевой готовности. Примечательно, что в итоговой декларации НАТО ПРО была сразу же включена в систему сдерживания наряду с ядерным оружием. «Противоракетная оборона может дополнить роль ядерного оружия в системе сдерживания, но не может заменить его, — отмечается в документе. — Оборона и сдерживание, базирующиеся на адекватном соотношении ядерного и обычного вооружения, а также возможностях противоракетной обороны, остаются ключевым элементом нашей общей стратегии».
Кроме этого, главы государств и правительств Североатлантического альянса приняли решение создать в штаб- квартире НАТО новую Службу разведки и безопасности, которая будет использоваться «для повышения способности НАТО опираться на широкий спектр разведывательных ресурсов».



Добавить комментарий

Войти с помощью: