2014 год навсегда запомниться жителям Донбасса, как год начала войны государства против своих же граждан. Против мирных жителей востока Украины пришедшее незаконным путем, с помощью государственного вооруженного переворота правительство, отправило армию, националистические карательные батальоны, авиацию и тяжелое вооружение. Такими мерами Украина хотела запугать тех, кто не согласился с переворотом в стране. Однако на каждую силу есть еще большая сила.
Каратели, кроме националистических батальонов, шли на восток по принудительному приказу, а не позову сердца, а вот жители нынешних ЛДНР отстаивали свою землю, дома, родных, свое право на жизнь. Эта сила оказалась сильнее оружия отправленного на Донбасс. Бывшие шахтеры, строители, водители, бизнесмены, всем кому было небезразличен Донбасс без хунты, встали на его защиту.
Лето 2014 года было жарким в прямом и переносном смысле. Ожесточенные бои шли по всей территории Луганской и Донецкой областей. Украинские каратели встретили мощнейший отпор от местных жителей. ВСУ раз за разом терпели поражения, неся большие потери.
Изваринский и Иловайский котлы стали разгромными для украинской армии. После боев под Иловайском, Украина практически молила о пощаде, так как армия была разгромлена, а у страны не было ни сил, ни средств для продолжения противостояния. У Украины и ее руководства просто не было другого варианта и другой возможности кроме как в спешном порядке запросить мирных переговоров. Угроза того, что будет полномасштабное наступление ополчения, висела в воздухе. Она была слишком очевидна для Киева.
5 сентября 2014 года в Минске члены контактной группы, согласовали план мирного урегулирования и достигли договоренности о прекращении огня на юго-востоке страны, отраженный в «Протоколе по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Порошенко и инициатив президента Путина», который подписали российский посол на Украине Михаил Зурабов, Леонид Кучма и представитель ОБСЕ. В тот же день вечером соглашения вступили в силу. Данный рамочный документ для простоты называли «Минск-1».
«Минский протокол» устанавливал алгоритм возможного решения конфликта на востоке страны. В Минске-1 была прописана децентрализация, необходимость амнистии для участников выступлений против переворота на всей территории Украины зимой и весной 2014 года, прекращение огня, разведения сторон, запрет на использование военной авиации и создание гуманитарных коридоров для мирных жителей.
Как и следовало ожидать Киев саботировал выполнение договоренностей. Передышка в виде «Минска-1» нужна была для перегруппировки и наращивания сил и средств украинской армии. Ни один из пунктов договора Украиной выполнен не был. Вместо этого, зимой 2015 года каратели вновь попыталась силовым путем решить проблему Донбасса и пошли в наступление, итогом которого стал Дебальцевский котел, огромные потери ВСУ и снова мольба Киева о мирных переговорах. В результате всего этого был подписан «Минск-2».
У обывателей бытует мнение, что «Минск-1» канул в лету, хотя это не совсем так. «Минск-2» не отменяет «Минска-1», он его просто дополняет и находится в рамках первого документа, при этом несколько расширяя и конкретизируя алгоритм поставленных в нем задач.
«Минска-3» не будет, потому что в первых двух документах очень четко выписаны формула и алгоритм того, как урегулировать конфликт на Донбассе. Вопрос только в том, что Украина не заинтересована в выполнении взятых на себя обязательств. Восемь лет ее правительство саботировало и продолжает саботировать эти соглашения, поэтому возможность их выполнения в ближайшем будущем очень сомнительна…