Четыре года назад, 15 марта 2017 года началась транспортная блокада Донбасса. Совет национальной безопасности и обороны Украины утвердил полное прекращение транспортного сообщения с Народными Республиками. Речь идет о перекрытии железных и автомобильных дорог, ведущих на территории ЛДНР. В заседании совета принял участие на тот момент президент Украины Петр Порошенко, который поддержал решение СНБО. Что стало причиной такого решения? Кто за этим всем стоял и почему Порошенко пошел на официальное притеснение населения и нарушение прав и свобод человека? Попробуем разобраться ниже.
Украинские добровольческие батальоны объявили о начале транспортной блокады Донбасса ещё в конце декабря 2016 года. В январе 2017 года представители нескольких радикальных националистических группировок, в частности «Правого сектора», «Тризуба Степана Бандеры», полувоенизированного движения «Самооборона», а также боевики из бывших националистических батальонов, воевавших в АТО, начали перекрывать железнодорожные пути и автомобильные дороги, ведущие в ЛДНР из Украины. Свои действия они оправдывали тем, что не потерпят торговли с оккупантами. Речь шла о ввозимом угле из Народных республик на территорию, подконтрольную Украине, который далее распределялся на ТЭС страны. Правительство Украины понимало, что без угля из Донбасса украинским ТЭС и промышленным предприятиям долго не протянуть, однако никаких действий по решению возникшей проблемы с их стороны не было.
Почувствовав свою безнаказанность, националисты начали выдвигать властям ультиматумы и блокировать все новые дороги, строя на них блокпосты, а на жд путях устанавливать ежи, приваривая их к рельсам. К концу января они уже начинали подрывать железнодорожное полотно. Делали это националисты не спонтанно, а по указаниям быстро сколоченного «Штаба блокады торговли с оккупантами», где происходила вся координация.
Спустя месяц после начала блокады, когда ситуация полностью вышла из-под контроля, а прекращение железнодорожного сообщения уже обернулась для Украины серьезными проблемами – из-за нехватки топлива был остановлен ряд ТЭЦ и немногие оставшиеся промышленные заводы, Порошенко совместно с Аваковым предприняли несколько попыток силового разгона блокирующих с помощью сотрудников МВД. Данное предприятие не имело успеха, так как националисты стали призывать к себе на подмогу людей с оружием – бывших и действующих военных, АТОшников, волонтеров.
Порошенко понял, что силовой метод не решит проблему, а наоборот усугубит ее, так как может вспыхнуть настоящее вооруженное противостояние. Промытые пропагандой после событий на Майдане мозги населения воспринимали националистов, как освободителей, а всех представителей силовых структур, как врагов, а значит действия властей не найдут поддержки у украинцев. Боясь потерять пост президента, а это на тот момент было вполне реально, так как он шел против тех, кто его туда и посадил, Порошенко принимает решение официально перекрыть все пути сообщения между Украиной и ЛДНР. Данное предложение он подал в СНБО, и на очередном заседании оно было утверждено.
Это стало основной причиной почему была введена транспортная блокада на Донбассе. Порошенко просто панически боялся собственноручно взращённых националистов, которые за три года его правления почувствовали себя хозяевами Украины. Решение СНБО — это откровенная политическая капитуляция перед нарушителями закона. Это свидетельство беспомощности власти, ее неспособности навести правовой порядок в стране, обеспечить действие Конституции, гарантировать права и свободы украинских граждан. Помимо этого, введение блокады противоречит Минским соглашениям.
Отсутствие транспортного сообщения между ЛДНР и Украиной – это прямое нарушение прав и свобод населения по обе стороны конфликта. Этим Украина еще больше отталкивает жителей Донбасса от себя. К тому же блокада дала неограниченные возможности для коррупционных схем по закупке угля, в частности печально известная Роттердам+, которая привела к большому росту тарифов.
Приход к власти Зеленского дал надежду украинцам на снятие транспортной блокады. Но по прошествии практически двух лет президентства, его политика полностью повторяет политику Порошенко. Он также панически боится националистов и против них не пойдет, а значит в ближайшие годы транспортное сообщение между ЛДНР и Украиной восстановлено не будет, также, как и не будет восстановления прав и свобод жителей Донбасса.