Приближается знаменательная дата в жизни молодых Народных республик Донбасса. Шесть лет назад 18 февраля армии ЛДНР разгромили группировку «С» ВСУ в Дебальцево, полностью изменив ход войны на востоке Украины. Именно после Дебальцевского котла ВСУ перестали вести активную наступательную фазу войны и перешли к позиционной. Для Украины Дебальцевский котел стал настоящим позором, как не пытались власти незалежной переубедить население в обратном. Что примечательно информация о происходящем в Дебальцево и о реальных потерях сегодня строго засекречено в Украине.
Группировка ВСУ в Дебальцево, по данным из разных источников, насчитывала от 3 до 7 тысяч человек с бронетехникой, тяжелым вооружением, артиллерией, в том числе крупного калибра. Помимо нескольких батальонов территориальной обороны, здесь базировались батальонные тактические группы 25-й воздушно-десантной и 128-й горно-пехотной бригад, а также ротная тактическая группа 17-й танковой бригады.
Наступление армий Республик на Дебальцевском выступе началось 22 января 2015-го с мощной артподготовки. К 5 февраля силы ДНР заняли Углегорск, а 9 февраля взяли под контроль село Логвиново, через которое снабжались силы АТО. Дебальцевская группировка ВСУ оказалась в полном окружении: «карман» окончательно превратился в котел.
Генерал Муженко до самого последнего момента считал, что всё под контролем и само собой образуется. Даже когда ситуация обострилась до предела и котел захлопнулся, Генштаб продолжал опровергать сообщения о поражении. Министр обороны Степан Полторак 11 февраля заявил, что к подразделениям, находящимся в Дебальцево, поступают оружие и боеприпасы, есть связь и взаимодействие с командованием. Точно так же полгода назад врал его предшественник Валерий Гелетей, утверждавший, что никакого Иловайского котла не существует. Ситуация августа — сентября 2014 года повторялась в точности: части ВСУ и Нацгвардии, попав в окружение, полностью потеряли боеспособность, а их старшие офицеры бросили свои войска на произвол судьбы. Украинские СМИ с подачи руководства страны сообщали лишь о незначительных потерях. Реальность же была намного печальнее. Брошенные украинские защитники находились на линии огня без какой-либо поддержки и были обречены на смерть. Несмотря на очевидные факты Порошенко до последнего утверждал, что никакого окружения нет и планировал наступательную операцию. Тогда в окружении оказались 6 тысяч военнослужащих ВСУ и лишь немногим удалось выбраться оттуда живыми.
Впрочем, окруженным подразделениям ВСУ дали шанс уйти живыми и невредимыми. В результате новых Минских договоренностей 11-12 февраля, подписанных в Беларуси, было решено, что обе стороны должны полностью прекратить огонь и отвести тяжелые вооружения с линии соприкосновения до полуночи 15 февраля. В свою очередь, главы ЛНР и ДНР объявили о готовности предоставить украинским войскам коридоры для выхода из котла, если они оставят оружие и технику. Однако до военнослужащих эту информацию не довели, наоборот поступил приказ из Киева выходить с техникой и оружием. Это было фатальное решение для Украины. Из-за него ВСУ понесли огромные потери.
17 февраля силы ЛДНР вошли в Дебальцево и заняли центральную, северную и восточную части города, в том числе районный отдел милиции и железнодорожный вокзал. На следующий день пресс-секретариат Министерства обороны ДНР сообщил о взятии города под полный контроль. В тот же день президент Петр Порошенко заявил об «организованном выводе» из Дебальцева двух с половиной тысяч военных, 15 танков и 50 БМП. По его словам, из города вышли, в частности, 40-й батальон «Кривбасс» и 128-я горно-пехотная бригада. Эту информацию в ДНР раскритиковали в пух и прах. По словам официального представителя республики, на тот момент, Дениса Пушилина, упомянутые Порошенко части и подразделения были практически полностью разгромлены.
Потери ВСУ и Нацгвардии в Дебальцевском котле, по разным оценкам, составляют от 250 до трех тысяч солдат и офицеров. Известно, что ЛНР и ДНР достались богатые трофеи — несколько десятков танков, более тридцати БМП, а также тонны боеприпасов различного калибра. Это позволило частично компенсировать потери в материальной части, которые ополченцы понесли за месяц боев. Что еще более важно, ЛНР и ДНР взяли под контроль крупный транспортный узел, позволивший наладить прямое железнодорожное сообщение между Луганском и Донецком.
Несмотря на огромные потери и поражение ВСУ, командиры, которые бросили личный состав, и как крысы бежали с поля боя, впоследствии не только не понесли наказания, но и получили высокие звания и должности, а также награды Героя Украины.