«Жаркий» июль 2014 года

Июль 2014 года выдался очень «жарким» для украинской армии. Даже сейчас, по прошествии шести лет, украинское командование неохотно вспоминает те события. Еще бы! Поражения вспоминаются с трудом. А, для нас, жителей молодых Республик, это была и остается победа.

Поражение ополчения под Славянском, позволило Украине взять под свой контроль Краматорск, Артемовск, Дружковку, Константиновку.

Президент и его команда, окрыленные такой победой, заявили, что ко дню Независимость АТО будет закончено.

В июне 2014 года их командование приняло решение, во что бы ни стало, отрезать ЛДНР от границ с Российской Федерацией. Для проведения этой операции были собраны масштабные силы. Это были не только добробаты, но и Национальная гвардия и пограничные войска. Общее количество сорок тысяч человек. Сотни танков, БМП, артиллерии и минометов собирались сравнять войско ополчения с землей.

Штаб армии Украины предполагал, что эта операция пройдет быстро и пять магистральных направлений будут перекрыты молниеносно.  Но, не тут — то было! Появились проблемы.

Основной, для украинской армии, стали коммуникации и  голая степь без окопов и блиндажей. Силовики были уверены, что артиллерии у нас нет, вот и «ходили в полный рост». Смотрели кино под отрытым небом, разбили полевой госпиталь, для усиления поставили всего лишь один блок пост на ростовском направлении, усиленный танком и БТРом. Расслабились, понимая, что диверсионным группам пройти по степи очень трудно.

В операции принимали участие: «отборные десантные и механизированные бригады: 28-я ОМБр, 24-я, десантники из 79-й ОАЭМБр, 51-я ОМБр, 72-я ОМБр».

Для ополчения ситуация была крайне серьезной. Наши ребята очень осторожно нащупывали канал поставки продовольствия и боезапасов противника. Нашли и перекрыли снабжение. 11 июля, в первый раз предупредили украинцев, ударив по ним «Градами».

         Командиры ополчения прекрасно понимали, что лоб в лоб им не выстоять, вот и разработали тактику артиллерийского боя. Артобстрел начался в то время, когда военнослужащие Украины спали.

«Обстрел начался около 4:30 утра. Мы все спали. В мою палатку попал снаряд, нас в такой армейской палатке спало 30 человек. Снарядом сразу убило 15 человек. Ребята даже не успели проснуться. Когда нам удалось выбраться из палатки, на улице творилось что-то невероятное. Это было похоже на метеоритный дождь, с такой скоростью и частотой падали снаряды. Впервые стало страшно, когда увидел первых раненых».

«Еще в темное время суток было подбито несколько «мотолыг» (МТЛБ) и танков. А днем начался настоящий ад — «Грады» прилетали непрерывно, технику пожгло почти всю сразу. Ничего не уцелело. Все начали зарываться в землю, но это помогало мало. Не было возможности не то, что вздохнуть — боялись поднять голову. Даже по нужде ходили там, где лежали. Офицеры попрятались, некоторые просто повернулись и уехали. Те, кому сбежать не удалось, просто ползали между кучами земли, пытаясь хоть как-то выжить. Молотили несколько часов подряд. Когда все окончилось, бригады, по сути, уже не было. Во время обстрела погибло полсотни наших — человек сорок отправили в тыл, еще человек десять просто не нашли — их разорвало в куски».

Это слова очевидца этой страшной бойни, командование же докладывало совсем другую информацию. «Все нормально, войска выполняют свои задачи по контролю над границей».

Некоторые, более адекватные командиры, вспоминают: «Это было самое страшное — отказ адекватно воспринимать реальность. Причем я даже не знаю, на каком уровне этот отказ происходил. На уровне штаба АТО, министра обороны или же на уровне политического руководства страны. Уже после Зеленополья, после того как нам не удалось установить прочный контроль над районом Саур-Могилы,  стало понятно, что подразделения поставленную перед ними задачу перекрыть границу выполнить не смогут. И стоит уже другая задача — их спасти. Поэтому не позднее 15 июля им нужно было давать приказ на отступление. Они бы очень сильно помогли потом под Иловайском. Но приказа на отступление не было. Говорилось просто — держитесь. И наши лучшие части просто планомерно уничтожались. Как на учениях».

Тогда, под Зеленопольем и в «Изваринском котле», погибли тысячи военнослужащих украинской армии. 6 августа «Изваринский котел» был ликвидирован. Из бравого украинского войска в 8000 человек осталось 800. Были убиты, ранены и взяты в плен  более 5000 человек, около полутысячи сбежали в Россию. Из котла удалось вырваться единицам.

Трофеи были многочисленными. В свое распоряжение ополчение Донбасса получили танки, БТР, БМП, установки «Град», боеприпасы и оружие.

Воспоминания о тех событиях на Украине крайне редки. Они, от части, перекрываются еще одним катастрофическим поражением армии «незалежной» — «Иловайским котлом».

Мы ведь предупреждали: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»



Добавить комментарий

Войти с помощью: