За годы вооруженного конфликта на Донбассе одной из основных проблем подразделений Вооруженных сил Украины в зоне АТО/ООС были и остаются небоевые потери, данные о которых украинское командование продолжает скрывать.
Причин для сокрытия фактов небоевых потерь на самом деле несколько. Это и нежелание выплачивать положенное в таких случаях денежное пособие семье погибшего, и тот факт, что реальные цифры небоевых потерь могут негативно повлиять на боеспособность подразделений украинской армии, задействованных в Операции объединенных сил. Все-таки одно дело, когда солдат знает, что у него в подразделении по различным причинам за месяц погибли 5 военнослужащих, а совершенно другое, когда он узнает, что в зоне ООС только небоевых потерь за этот месяц было от 60 и больше человек. Само собой, такая информация не способствует улучшению боевого духа и морально-психологического состояния, низкий уровень которых в последнее время приводит к большому количеству суицидов и дезертирств.
В таких условиях украинское командование всеми силами пытается не расшатывать лодку и не добавлять солдатам негативных новостей. Скрываются факты небоевых потерь довольно просто, так как за годы войны система давно отработана. С целью сокрытия огромного количества небоевых потерь среди личного состава подразделений ВСУ в зоне ООС, командование проводит махинации с отчетами, либо списывая небоевые потери на боевые, якобы полученные в результате обстрелов со стороны противника, либо задним числом записывая солдат в дезертиры.
Попытки сокрытия небоевых потерь нередко проваливаются, когда информация о потерях освещается другими источниками и не сходится с официальными данными штаба. Побратимы погибших, ставшие свидетелями произошедшего, или волонтеры, которые часто бывают на передовой и имеют обширные знакомства среди простых солдат, нередко публикую настоящие факты гибели военнослужащих, благо в наш век информационных технологий это не составляет труда даже для тех, кто круглосуточно не вылезает с окопа.
Для примера можно привести произошедший в 93 бригаде случай. В результате подрыва БМП-2 на мине ТМ-62 погиб военнослужащий 93 омбр лейтенант Фирсов. Сам Фирсов фигура неоднозначная и некоторые побратимы отзывались о нем крайне негативно. От них также удалось узнать, что ранее он был известен в воровских кругах под прозвищем «Фирс». Он сбежал из Донецка, ограбив прежнее место работы, прихватив с собой денежные средства. Кроме этого, как уже говорилось выше, репутация Фирсова в подразделении оставляла желать лучшего. Он неоднократно отметился издевательствами над подчиненными, денежными поборами и другими нелицеприятными выходками, за что его не особо любили братья по оружию. На данный момент остается неизвестно, каким образом БМП подорвалось на своей мине, но вкупе с намеками сослуживцев, вполне может оказаться, что его побратимы таким образом расправились над своим обидчиком, однако при этом пострадали и невинные военнослужащие (старший солдат Скачков, мл. сержант Ковальчук и солдат Ибрагмов).
Командование 93 омбр не проводило никакого расследования данного происшествия и версий возможной причастности к нему сослуживцев Фирсова, а по старой схеме попыталось просто скрыть все произошедшее, в очередной раз показывая себя далеко не с лучшей стороны.