Бюджет Украины 2020 был готов даже раньше
декабря 2019 года. Этим кичилось новое правительство Украины во главе с
президентом Зеленским. Мол посмотрите, как мы слажено работаем. До этого бюджет
редко удавалось принять ранее, чем за неделю – две до Нового года.
Однако принять бюджет дело не хитрое, самое главное – это
наполнение, то есть из каких статей расходов он состоит и сколько денег
выделено на ту или иную сферу. А вот наполнение бюджета оказалось довольно
странным, потому что идет совсем вразрез с теми постулатами, которое
декларирует правящее большинство. Да, расходы на социальные статьи, такие как
медицина и образование немного выросли, но многие регионы этого не почувствуют,
так как делить деньги будут в «ручном» режиме. Правительство сделало все, чтоб
взять бюджетные потоки под свой максимальный контроль. Из-за этого Бюджет 2020 уже
окрестили «убийцей» децентрализации, которая стала идеей фикс нового правительства
Украины. Население же страны давно уже привыкло, что власть имущие говорят
одно, а делают совершенно другое.
Итак, что же внутри наспех принятого бюджета 2020?
Военный бюджет снова
увеличен. На этот год в госбюджет заложили 245,8 миллиардов гривен на оборону.
И это без учета военной помощи из-за рубежа, которая исчисляется миллионами
долларов. На медицину же выделили лишь 108 миллиардов. Можно с уверенностью
сказать, что девиз Бюджета 2020 – Меньше денег на областные администрации и
социальные нужды, больше на безопасность и оборону. То есть все обещания
Зеленского о скором мире в Украине можно спокойно умножать на ноль.
Что самое интересное – военный бюджет ежегодно увеличивается, однако условия службы сегодняшних Вооруженных сил Украины практически ничем не отличаются от 2014 года, когда на армию выделяли минимальные средства. Где подвох? Где оседают выделяемые средства, если до передовой они не доходят? Это риторический вопрос, который остается без ответа все 6 лет, после вооруженного государственного переворота. На земельную реформу государство выделяет 4.4 миллиарда, перекинув эти деньги из субсидиарного фонда. То есть черноземы Украины пойдут с молотка и это будет оплачено за счет социально-незащищенного населения, которое является основным получателем субсидий. Выплаты же субсидий возложили на местные бюджеты, которые вряд ли потянут такие расходы
Огромной проблемой
для местных бюджетов кроме субсидий может стать компенсация по льготам и по
разнице в тарифах. Уже сейчас в суды массово подаются иски на местные власти за
долги перед коммунальщиками. А те, в свою очередь, не могут их погасить, потому
что государство задолжало за компенсацию разницы в тарифах почти 7 миллиардов
гривен. В новом бюджете этот нюанс проигнорировали. Поэтому коммунальные долги
на местах не только не сократятся, но и будут расти. Поставщики кроме основного
тела задолженности насчитывают еще и немалые штрафы. Чем это чревато?
Прекращением подачи воды, газа и электричества. Кроме погашения разницы в
тарифах на плечи регионов новое правительство возложило и оплату льгот. Только
оплата льготного проезда в транспорте обойдется местным бюджетам в 6 миллиардов
гривен в год. Все это приведет к уменьшению объема и ухудшению качества
социальных и коммунальных услуг населению, а также к сокращению расходов на
обновление инфраструктуры и проекта развития.
Проблема денег в регионах становится основной в Бюджете 2020.
Небольшие послабления в том, чтобы оставить на местах части акциза на топливо,
а это порядка 8 миллиардов гривен, общую ситуацию все равно не спасет. Еще на
этапе презентации первой версии проекта бюджета на 2020 год Ассоциация городов
Украины посчитала ожидаемые потери региональных бюджетов. Общая сумма составила
– 147 миллиардов гривен.
Украинское правительство переложило на плечи местных бюджетов слишком много, при этом реформа децентрализации до сих пор полностью не доработана, а деньги, которые должны были оставаться в регионах так и продолжают уходить в Киев.
Многие потребности
регионов парламент просто проигнорировал. Медицина и образование могут пробить
самую большую брешь в местных бюджетах. По сути сохраняется «ручное»
распределение денег на эти отрасли. Все будет зависеть от губернаторов. В
2018-2019 году действовала такая же схема и в итоге небольшие города, где
сосредоточено 70% медицинских учреждений, получали только 5% денег, остальные
оставались в области.
В 2017 году действовала более справедливая и прозрачная
схема. Распределение средств зависело от количества населения в том или ином
населенном пункте. Но при такой схеме воровать бюджетные средства было
достаточно проблематично, поэтому перешли к «ручному» управлению.
Медицинская субвенция всегда была дефицитная, а проблемы в
ее распределении приведут к тому, что до многих лечебных учреждений деньги
вообще не дойдут. Из этой статьи расходов выплачивают заработные платы медикам,
коммунальные платежи клиник и закупают жизненно важные препараты. Если денег не
хватит наступит настоящий коллапс, который приведет к резкому оттоку
специалистов из этой области деятельности, а, следовательно, к увеличению
заболеваемости и смертности среди населения. В условиях кризиса и
отрицательного естественного прироста – это может сильно ударить по численности
населения в стране.
С образованием та же ситуация. Предполагается, что за счет
субвенций будут покрывать рост заработных плат учителей. Не трудно представить,
что начнется на местах, если эти деньги вдруг перестанут платить.
И что же получается? Принять-то приняли, но то, что его
полностью не продумали — это факт. Бюджет и без этих всех проблем дефицитный, а
со второго полугодия, когда вылезет все вышеперечисленное, жизнь в Украине
станет совсем не радужной. Обнищавшее население станет жить еще хуже, навсегда
перешагнув черту бедности, и вряд ли уже оттуда когда-нибудь вернется к
нормальной жизни. Ну а политикам и правительству как всегда не до этого.
Главное отчитаться за принятый бюджет, а как страна будет выживать – это дело
десятое, себе-то они зарплаты повысили до 100 тысяч гривен, а остальное мелочи.