Уже прошел не малый срок правления на
Украине Владимира Зеленского. Многие пытаются его сравнить со своим
попередником, говоря о принципиальных отличиях в ведении политики. Так ли это,
давайте разберемся в нашем материале.
Коротко
о главном
Во-первых,
«зрады» не случилось. И это хорошо.
Опасения,
которые приходилось слышать, о непременной сдаче интересов президентом, о
пророссийской политике, о развороте Украины и тому подобное – не подтвердились.
Нам не приходилось слышать ни одного западного дипломата, который пришел бы к
другому выводу на основании как официальных, так и непубличных деталей встреч.
Во-вторых,
неправы были и те, кто рассчитывал на быстрое решение проблем во внешней
политике.
Оснований
надеяться на это нет. Не будет ни «обновления Нормандии и Минска», ни
изменений в политике Германии и Франции в нашу пользу. Да и новых
«плюшек» от НАТО и ЕС пока не предвидится.
В-третьих,
уже стал очевидным недостаток опыта и умения вести переговоры.
Это
– однозначный минус, который вредит не только Зеленскому, но и Украине.
Президенту не хватает «техники», не хватает знаний, понимания мировой
политики. Одним словом, не хватает опыта. Эти проблемы вполне прогнозируемы,
никаких сюрпризов, просто теперь они проявились наглядно.
Но
напоследок – хорошая новость. Недостаток опыта не будет вечной проблемой, а
визиты доказали, что Зеленский уже учится. И это обнадеживает.
С
каждым последующим выходом к прессе за рубежом президент чувствовал себя
увереннее – хотя ему еще далеко до уровня мировых лидеров, с которыми ему
приходится пересекаться.
Теперь
обо всем этом – в деталях.
Миф
о Минске
В
то время как в Украине распространены разговоры о том, не развернет ли новый
президент курс Украины с Запада на Восток, в ЕС не считают это серьезным риском
– большинство партнеров пока уверены, что новая команда сохранит по крайней
мере заявленную направленность.
А
вот судьба конкретных реформ вызывает серьезные вопросы.
Брюссель
потратил немало средств европейских налогоплательщиков на поддержку
преобразований в Украине и хочет быть уверен, что эти деньги не вылетят в
трубу. Проще говоря, не перечеркнет ли новая украинская власть все наработки
предыдущей?
Надо
отдать должное новой «зе-команде»: там это вовремя поняли и
попытались сделать так, чтобы европейским партнерам было приятно. Ради этого
Банковая пригласила в президентские визиты чиновников из «не слишком
дружественных» политических команд.
Этот
жест остался без внимания в Украине – но его оценили и в Брюсселе, и в Берлине.
Так,
в Брюссель с Зеленским полетела профильный вице-премьер по вопросам европейской
и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, а в Берлин –
вице-премьер Геннадий Зубко, ответственный за реформу децентрализации (из
Германии поступает финансирование проектов, связанных именно с этой реформой, и
к ней у правительства Меркель – особое внимание).
Еще
одним доказательством устойчивости власти стала позиция Зеленского по
«Минску» – ни одного заявления, которое противоречило бы тому, что
говорил по этому поводу Порошенко, не прозвучало ни в Париже, ни в Берлине.
«Минск» будет сохранен в нынешнем виде, а работа нормандского формата
должна возобновиться как можно скорее, заявил Зеленский, вызвав одобрительные
оценки в ЕС и критику тех в Украине, кто ждал от президента новых форм
международного сотрудничества по Донбассу.
Кстати,
то, что в Украине так много людей ждали изменений в этой сфере – отдельный
феномен. Ведь и сам «Зе», и его команда публично говорили о
незыблемости «Минска» еще во время кампании. Например, в мартовском
исследовании «Европейской правды».
Но в том и состоит особенность
выборов-2019: мифы о политиках порой сильнее их реальных заявлений и действий.