Как поляки пытались обустроить Украину

Еще в 1349 году Львов был завоеван Казимиром Великим, после чего стал активно заселяться поляками. Уже через пару столетий город приобрел полностью польское лицо и превратился в один из важнейших центров польской культуры того времени. Фактически, именно нахождение в составе Польши и определило культурный, а на очень долгое время и этнический облик Львова. Вплоть до ХХ века поляки составляли (вместе с евреями и немцами) основную часть населения Львова, тогда как галичане – украинцы проживали в большинстве своем в сельской местности. Естественно, что Львов был городом польской культуры, здесь даже сформировался особый говор польского языка, на котором и сейчас общаются потомки переселенцев из Львова в самой Польше.

Тогда вопреки своему обещанию о предоставлении украинскому населению культурную и национальную автономию, поляки, проводили политику национального угнетения и террора. Украинцы подвергались массовым арестам, заключению в тюрьмы и концентрационные лагеря, их земли заселялись польскими колонизаторами-панами. С 1924 года украинский язык в государственных учреждениях был запрещён. Польское правительство запретило украинскую прессу, подчинило украинские школы польскому министерству образования. Во Львовском университете были закрыты украинские кафедры. Студентами Львовского университета могли стать лишь те граждане, которые дали присягу на верность польскому государству. Поляки официально разделили страну на две хозяйственные части: «Польшу А», к которой принадлежали коренные польские земли, и «Польшу Б», куда входили преимущественно аннексированные украинские и белорусские земли. Дешёвыми кредитами и государственными заказами стимулировалось промышленное развитие коренной территории, а на западно-украинских землях кредитование промышленных предприятий резко ограничивалось. Саму Польшу никак нельзя было назвать развитой страной.

В 1930 году в Восточной Галиции польская армия и полиция впервые массово применили массовые репрессии против украинского населения – так называемую «пацификацию», или усмирение. В июне-июле 1932 года произошло просоветское Лисское восстание против трудовой повинности, в котором приняли участие около 30000 крестьян Лисского, Добромильского, Сокальского и Турковского уездов. Польское правительство послало на подавление восстания подразделения регулярной армии. Закрывались украинские культурные организации и учреждения, кооперативы, осуществлялись массовые аресты. Арестованных били нагайками, заставляли петь польский гимн, восхвалять польского диктатора Юзефа Пилсудского. Под видом подавления восстаний осуществлялся банальный грабёж. Население западной Украины в то время было лишено всякой защиты закона. А западные страны, тогда, как и сегодня предпочитали закрывать глаза на тот беспредел, который происходил на территории Украины.

Варшава, Краков, Львов – это три знаковых для польского народа города. Во Львове работал польский университет, жили многие выдающиеся деятели польской культуры. Естественно, что терять контроль над Львовом поляки бы и не собирались, если бы не события Второй мировой войны. В 1944-1947 гг., когда происходил централизованный обмен населением между Польшей и Украинской ССР, большинство поляков покинули Львов и репатриировались в Польшу. Так Львов этнически (но не исторически) перестал быть польским городом, поляки превратились здесь в незначительное меньшинство. Но о возвращении Львова в Варшаве мечтают и в наши дни, причем считают эту цель вполне реальной и достижимой, так как пока все складывается в пользу польских амбиций. Многие украинские политики прекрасно понимают, что Польша, хотя она и поддерживает Украину против России, в действительности рассчитывает на расчленение современного украинского государства.

Для Варшавы возня радикальных украинских группировок не представляет существенной опасности. В Польше рассуждают более глобальными и серьезными категориями, просчитывая политические и экономические аспекты возможной реализации своих территориальных претензий. Польское руководство прекрасно понимает, что, во-первых, Украина не может никак ответить на польские территориальные претензии, а во-вторых, у Польши есть серьезнейший политический ресурс – поддержка США и Великобритании.

Таким образом, если потребуется, США с готовностью позволят Польше захватить земли Галичины. Сильная и крупная Польша для США предпочтительнее, чем хилое украинское государство с множеством внутренних политических и экономических проблем. Тем более, что даже если отсечь от Украины Галичину в пользу Польши, Буковину в пользу Румынии и Закарпатье в пользу Венгрии, то киевский режим все равно будет продолжать свою антироссийскую политику. Для Киева это вопрос его политического выживания, ради которого киевские руководители без зазрения совести пожертвуют любыми территориями.



Добавить комментарий

Войти с помощью: