Украина еще до начала военного конфликта пыталась своими силами создавать военную технику, состоящую полностью из комплектующих украинского производства. Таким образом появился БТР-4 «Буцефал».
Несомненным успехом украинского военпрома стало подписание контракта на поставку 420 машин (270 БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командных машин БТР-4К, 30 командно-штабных машин БТР-4КШ, 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К и 10 бронированных эвакуационных машин БРЭМ-4) на общую сумму 457,5 млн. долл. США армии Ирака в 2009 году. Заказ оплачивали США. Контрактная цена одной БТР-4 составила 1,1 млн. долл. США.
Из них первая партия — 26 машин — была поставлена заказчику в марте 2011 года. Не обошлось без скандала с браком артиллерийского вооружения, который к 20 апреля завод сумел устранить, и заказчик партию принял. Вторая партия — 62 шт. — оказалась отгруженной лишь в апреле 2012 года. Третья — 40 машин — в феврале 2013 года. Далее Ирак контракт разорвал и от остальных машин отказался. Во-первых, к этому времени контрактом предусматривалась отгрузка всех 420 машин, а не 128. Еще из заключения иракской комиссии: «…а сами БТР очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». Во-вторых, качество продукции оказалось очень низким. К декабрю 2013 года 80% «Буцефалов» не могли эксплуатироваться из-за неудовлетворительного технического состояния.
После срыва «иракского контракта» завод долго не мог пристроить машины куда бы то ни было. Даже уже готовые и укомплектованные единицы. Но начался военный конфликт на Донбассе и украинской армии срочно понадобилась бронетехника. Хотя формально БТР-4Е (в «иракской» комплектации) был принят на вооружение ВСУ еще 24 июля 2012 года, ни одной машины армия Украины не покупала. Заказ на 154 машины из Минобороны пришел лишь 20 мая 2014 года, с началом активных боевых действий на юго-востоке страны. А уже имевшиеся на заводе 10 машин были торжественно переданы на вооружение вновь сформированной Национальной гвардии Украины. Сообщалось, что «в ближайшее время» завод еще поставит НГУ 48 машин. К этому времени цена этого БТР возросла до 1,5 млн. долл. США.
Неплохая математика получается, за границу продавали по цене 1.1 млн, простоявшие же несколько лет, как металлолом для собственной армии БТРы в цене уже возросли до 1,5 млн. Это еще один факт того, что коррупция, которая царит в стране, в военной сфере приобретает просто огромные масштабы. При этом увеличившаяся цена не сыграла никакой роли в качестве и надежности данной техники. Как были это ржавые корыта, так ими и остались. Военнослужащие ВСУ предпочитают служить, о Боже какой кошмар, на советских БТРах, а не на новейшем «Буцефале»
В общем, как бронемашина для армии, воевать не собирающейся, БТР-4 «Буцефал» вполне себе годится. Если конечно за качеством сборки проследить. Но как оружие действительно для войны… очень так себе. Рассказы о его немеряной крутости как и его стоимость оказались, сильно преувеличены.