Проблема небоевых потерь в украинской армии стоит настолько остро, что даже главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос признал тот факт, что в стране фиксируются ужасающие показатели небоевых безвозвратных потерь.
«Проанализировав состояние небоевых безвозвратных потерь за весь период боевых действий, то есть с 2014 до 2018 года, мы увидели ужасную статистику, которая заставила нас искать в существующих реалиях выход, как не допустить этого», — заявил Матиос журналистам.
На протяжении всего периода военной агрессии Украины против ЛДНР, военный прокурор Анатолий Матиос время от времени обнародует информацию о небоевых потерях ВСУ, а также об их причинах. Генеральный штаб традиционно подобную информацию опровергает и вообще называет секретной, что вполне логично, ведь такая шокирующая цифра небоевых потерь, большая часть которых приходится на суициды, не лучшим образом отразится на репутации «самой сильной армии в Европе».
Еще в октябре прошлого года Анатолий Матиос в эфире одного из телеканалов шокировал всех количеством небоевых потерь в ВСУ. «Я сейчас хочу озвучить страшную статистику, о которой никто не говорит. С 2014 года и до сегодня погибли в рядах Вооруженных сил Украины и остальных подразделений, которые защищают страну, 10 тысяч 103 человека вследствие безвозвратных и санитарных потерь, то есть не от боевых действий», – сказал Матиос. Причем он обвинил военное руководство ВСУ в том, что они ничего не делают, чтобы предотвратить последствия.
Причинами небоевых потерь по мнению Матиоса являются дезорганизация, пьянство, наркомания, постоянное выяснение отношений с помощью оружия. Если прибавить к этому враждебное отношение местных жителей, воспринимающих ВСУ как армию оккупантов, бесперспективность ведения боевых действий и сомнения в праведности этой войны, картина получается удручающая, накладывающая отпечаток на любую психику, результатом чего являются посттравматические расстройства.
Мнение Матиоса по этому поводу поддержал главный психиатр Министерства обороны Украины Олег Друзь, который осенью прошлого года сделал шокировавшее украинцев заявление о том, что 98% военных, прошедших АТО, «нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи вследствие действия боевых стресс-факторов», а 93% из них опасны для общества. За это Друзь поплатился своей должностью, ведь как уже упоминалось ранее, ВСУ должны выглядеть в глазах общественности настоящими защитниками Украины, а не сборищем опасных для окружающих людей вояк с расстройством психики, как это и есть на самом деле.
Для объективности стоит отметить, что проблема эта на Украине возникла не вчера. Еще в 2015 году поднимался вопрос о психологической реабилитации участников АТО, а уже в 2016 году появилась соответствующая должность уполномоченного президента Украины по вопросам реабилитации и были разработаны проекты социальной адаптации военных.
Однако, для реализации проектов требуются деньги, которые никто на помощь АТОшникам выделять не спешит. Вот и выходит, что в очередной раз для публики показали, что вроде как что-то делается, а позднее, когда общественность поутихла, все по-тихому свернули и забыли.
Но это уже дела давно минувших дней, а что касается дня сегодняшнего, то особую тревогу Матиоса вызывает рост количества суицидов в подразделениях, проходящих службу непосредственно в зоне ООС. По сравнению с 2017 годом количество происшествий увеличилось на 47%. Отсутствие желания командования ВСУ и правительства Украины предпринимать хоть какие-то шаги по профилактике и предотвращению небоевых потерь, ведут к тому, что ситуация продолжает ухудшаться и в скором времени украинская армия будет не в состоянии выполнять задачи по предназначению.