На сегодняшний день в украинской армии остро стоит проблема суицида среди военнослужащих, проходящих службу в зоне проведения ООС. К сожалению, за минувшие четыре года положительных тенденций в динамике самоубийств не наблюдается, доля последних от общего количества случаев гибели военнослужащих не уменьшилась. Специалистами было установлено, что почти три четверти покончивших жизнь самоубийством — солдаты или сержанты, каждый десятый — прапорщик, около 15% — офицеры.
Самоубийства военнослужащих серьезно подрывают авторитет армии, поэтому подобные случаи пытаются умалчивать, ведь все это в конечном счете ведет к падению престижа военной службы и отрицательно влияет на боеготовность войск.
Основными факторами, побуждающими военнослужащих к суициду, являются: низкое морально-психологическое состояние, несправедливость в решении служебных вопросов, неуверенность в завтрашнем дне, хронические многомесячные задержки денежного довольствия, других выплат. Установлено также, что при совершении самоубийств военнослужащие нередко находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
И если проблему наркотиков хотя бы пытаются решить, то с пьянством в армии ВСУ все обстоит куда хуже. Если в трезвом состоянии солдат еще может контролировать порывы к самоубийству, то в состоянии алкогольного опьянения вероятность что военнослужащий сведет счеты с жизнью куда выше. Это можно рассмотреть на примере случая, произошедшего на прошлой неделе.
Военнослужащий 80-ой отдельной десантно-штурмовой бригады ВСУ покончил жизнь самоубийством в состоянии алкогольного опьянения. Однако, сам алкоголь не являлся причиной самоубийства, он только «помог» солдату принять решение. Причиной в большей степени являлось низкое морально-психологическое состояние военнослужащего из-за имевшей место несправедливости в решении служебных вопросов. Как стало известно боец был в своеобразной «немилости» у командира бригады, по причине некоторых своих довольно оскорбительных высказываний в адрес комбрига. Соответственно, отношение командира бригады вылилось в череду не самых приятных событий для военнослужащего. Постоянные наряды и самые неприятные распоряжения теперь доставались в первую очередь ему. Также изменилось и отношение со стороны сослуживцев. Несколько месяцев нахождения под моральным давлением и невозможность обратиться к кому-либо за помощью довели солдата до грани, которую помог перешагнуть алкоголь. Этого могло и не произойти, будь в подразделении положенный ему специалист-психолог, который обязан производить работы по предотвращению подобных происшествий.
Как показывает анализ, только каждый десятый из тех, кто добровольно ушел из жизни, имел твердое желание умереть, у остальных суицид – это крик о помощи, и трагедия свидетельствует о том, что этот крик не был услышан ни непосредственным командиром, ни товарищами по оружию