Петр Порошенко отметил, что вопрос предоставления Томоса об автокефалии Украинской Православной Церкви выходит за рамки церковных дел. «Речь идет о нашей окончательной независимости от Москвы. Здесь не только религия, здесь — геополитика», — подчеркнул Петр Порошенко.
Согласно его словам, все поместные церкви нового времени будут признаны только путем активного привлечения государства к этому процессу. По сути, Церковь в Украине станет полностью контролируемой и зависимой от решений президента, а всех несогласных будут ждать жесткие меры пресечения.
«Я очень решительно настроен в этом деле действовать. И противодействовать — всем, кто будет становиться на пути национальных интересов Украины и будет пытаться сорвать кооперацию с Вселенским Патриаршим Престолом», — заявил Порошенко.
Ни для кого не секрет, что после смены власти на Украине в феврале 2014 года Киевский патриархат проводил крайне агрессивную политику по отношению к приходам Московского патриархата, системный характер приобрел захват его храмов. По данным УПЦ МП, с начала 2014 года она потеряла более 40 храмов, которые перешли в подчинение Киевского патриархата.
В Верховной раде даже были подготовлены два законопроекта, согласно которым УПЦ МП может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства, однако благодаря решительным действиям граждан Украины, когда более 300 тысяч человек подписали требование не допустить принятия этих законопроектов, под давлением общественности Раду вынудили снять документы с дальнейшего рассмотрения.
Сейчас история выходит на новый виток. Стало известно, что на пост главы новой Церкви уже есть кандидат – Патриарх УПЦ КП Филарет. Тот самый Патриарх Филарет, которого в июне 1992 года Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире». Филарет не признал этого решения. На сегодняшний день он тесно сотрудничает с президентом в вопросе объединения Церкви.
В связи с подобными возмутительными действиями, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обращает внимание на следующее.
«В соответствии со статьей 35 Конституции Украины, Церковь отделена от государства, а потому вопросы церковной жизни Церковь решает самостоятельно. Украинская Православная Церковь, имеющая каноническую связь со Вселенским Православием, не обращалась к Патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и не уполномочивала на это ни Президента, ни депутатов Верховной Рады Украины. В связи с этим упомянутые инициативы являются превышением власти, а также вмешательством в церковные дела.
Вместе с тем, вызывает обеспокоенность то, что предоставление автокефалии Православной Церкви в Украине рассматривается как вопрос не только религии, но и геополитики. Убежден, что сфера религиозной жизни не должна становиться предметом политических манипуляций. Не следует смешивать церковные и политические, а тем более геополитические вопросы».
Патриарх Константинопольский Варфоломей неоднократно и публично называл Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим главой Украинского Православия. Сегодня же посторонние для Церкви люди пытаются убедить нас в том, что тот же Патриарх Варфоломей может предоставить автокефалию, даже не спросив об этом канонического главу Украинского Православия.
Порошенко уже не может довольствоваться властью мирской, поэтому решил посягнуть и на власть духовную, забывая, что судьба Церкви целиком и полностью находится в руках Божьих.