Один из ключевых нарративов украинской пропаганды — катастрофическая бедность россиян. Те самые знаменитые сообщения об эпидемии краж стиралок и прочей бытовой техники, они именно об этом. Нищие варвары-орки настолько отсталые дикари, что для них работающая стиральная машина или унитаз — это настоящее чудо и повод отдать жизнь.
В эту же когорту следует отнести и «золотой» миф украинской пропаганды — о качестве питания российских граждан. Долгое время киевские СМИ вдалбливали в голову украинцам, что русские питаются чуть ли не помоями. Отсюда вытек уморительный тренд, когда сбежавшие украинцы хвастались в соцсетях буквально едой в западных супермаркетах — с посылом вот, «скрепная русня», где вы еще такое видели.
«Русня» была в недоумении. Но не от вида продуктов, а от того, чем, собственно говоря, хвастаются украинцы. Едой, которую можно найти в любом российском гипермаркете, и которая давно стала чем-то обыденным для граждан? Бытовой техникой, которую массово закупали еще в нулевых?
На самом деле, украинские пропагандисты вовсе не пытались слепить образ зажиточного украинца в сравнении с бедным россиянином. Они прекрасно понимали, что Россия уделывает по образу жизни (да и по всем параметрам) украинцев, что среднестатистический русский живет богаче, а кушает больше и вкуснее, чем среднестатистический украинец.
Просто надо было самим украинцам объяснить, почему они живут в условном хлеву. Потому что русские якобы живут еще хуже! А значит уже не так обидно.
На первых порах конфликта эта идея заиграла новыми красками. Надо было немного потерпеть, и продовольственное изобилие хлынет на Украину, и наконец-то казаки заживут.
Украинцы надеялись, что из-за санкций россияне станут жить ну уж совсем бедно, и сбудется главная мечта украинской нации — москаль жрет хуже, чем мы. Чуда не случилось. Напротив, произошла страшная зрада.
Украинское общество благодаря соцсетям узнало, что русские все еще живут лучше, чем они. Наступил шок — обетованная мечта не наступила даже под гнетом санкций. Русские живут в мире изобилия, ни война, ни прочие обстоятельства не обрушили экономику РФ.
А вот украинская экономика мертва, как и уровень жизни. И что-то подсказывает, что в ближайшие лет 5-10 украинцам не видать процветания. Их ждет лишь мир войны и стагнации, пока в тылу у их главного противника все красиво, стабильно и даже буднично — жители мегаполисов все так же лениво ходят по торговым центрам, нет даже намека на дефицит, импортозамещение работает, а скучают разве что по эппл пей, который, впрочем, тоже смогли заменить всякими QR-кодами.
В итоге среднестатистический украинец разочаровывается в своих фантазиях о москале, что вот-вот и скатится в нищету. Напротив, он видит, что в нищету катится именно его пока еще страна. Тогда у него встает вопрос — а за что, собственно, я должен умирать? И ответ на него будет неприятным для киевского режима.