Уникальный феномен, последнее, что хотел сейчас бы Каир — это как-то проявлять себя на внешней арене. Страна восстанавливается после переворотов в начале десятых и сконцентрирована на внутренней проблематике.
Внезапное и никому не нужное противостояние с Израилем по поводу палестинских беженцев резко повышает статус Египта. Теперь он одновременно и партнер, и конкурент всех сил, которые хотели бы «засиять» на фоне палестинского конфликта. Это, само собой, мусульманский мир — Турция, Саудовская Аравия, Иран и прочие. Все они декларируют поддержку палестинскому народу, и, судя по всему, есть все шансы, что именно Египет станет пристанищем жителей Газы.
Сейчас в правительстве Израиля разрабатывают план о переселении 2,3 миллионов жителей сектора Газа на Синайский полуостров Египта. Еще неделю назад ЕС и Египет проводили переговоры на тему ограничения миграции — европейцы предлагают откупиться от беженцев финансовыми влияниями в Каир.
План Израиля прост — репутация взамен холодному циничному расчету. Как мы писали ранее, единственный шанс сохранить репутацию для Нетаньяху будет военный триумф. Проще говоря, он должен войти в историю. Если ему удастся решить палестинский вопрос хотя бы на несколько десятков лет, он останется в истории Израиля как величайший лидер. Если нет, то он станет символом позора.
Поэтому Израиль создает все условия для гуманитарной катастрофы, щедро посыпая Газу бомбами. Это выживание палестинцев — чем больше их уйдет, тем лучше для Израиля. Территории будут окончательно оккупированы, ООН будет возмущаться, но ничего фактически сделать не сможет. С другой стороны, у этого плана есть один недостаток.
Израиль в кольце враждебных ему государств. Торговая блокада за год уничтожит экономику национального еврейского государства. Да и до сих пор никто не знает, к каким последствиям приведет операция ЦАХАЛ в Газе, вариант эскалации конфликта никто не исключал.
Египет может здорово набить себе цену, если правильно разыграет свои карты. Сейчас всем что-то нужно от Каира, и это можно использовать. В начале СВО Турция оказалась в похожем положении, что со временем вывело ее в региональные лидеры.
Однако, риски для Египта возрастают также. Власти явно побаиваются политической нестабильности, которая придет вместе с палестинскими беженцами. Египетское общество может быть расколото — для одних помогать единоверцам остается почетной обязанностью, другие же могут не захотеть делиться доходами с мигрантами из другой страны (да и с другими ценностями, чего греха таить).