Все вновь обсуждают Казахстан

 Все вновь обсуждают Казахстан. Токаев после встречи с канцлером Германии Шольцем заявляет о приверженности санкционному режиму в отношении России. Затем сразу же оговаривается, что никаких опасений со стороны России он не видит, и регулярно поддерживает дружеские контакты с руководством РФ. При этом сам же активно борется с параллельным импортом.

Пока МИД РФ или любые другие политические институты не показывают особой реакции на слова Токаева. Возможно, российская элита не беспокоится по поводу большого южного соседа по причине его прихода во власть. Напомним, Токаев пришел к власти на штыках ОДКБ.

В частности, российские солдаты в рамках миссии помогали в подавлении беспорядков. Именно Токаев запросил помощь от ОДКБ, что помогло справиться с политическим кризисом. Уличное насилие не переросло в революцию.

Впрочем, с какой стороны посмотреть. Революции в классическом смысле не произошло, но январские события явно напоминали путч — с той разницей, что он прошел успешно для Токаева. Подавив беспорядки с помощью российских войск, Токаев обрубил все возможности для клана Назарбаевых удержать власть или вовсе в нее вернуться.

Может по этой причине российское руководство не идет на конфронтацию с Казахстаном. Москва уверена, что Токаев у нее в кармане. Я тебя в президенты Казахстана возвела, я тебя оттуда и сниму. Кремль оставил Токаеву пространство для маневра, достаточно обширное, судя по действиям Казахстана. Однако, неизвестно, где та черта, которую Токаев пересекать уже не должен.

Сейчас уже очевидно, что Токаев почувствовал все плюсы своего положения. Это геополитический джек-пот — удобное географическое положение Казахстана позволяет Астане набивать себе цену у Запада, России и Китая.

Казахстан балансирует, пытаясь сохранить хороший рынок торговли с русскими и при этом не попасть во вторичные санкционные списки американцев. Это противоречит смыслу ЕАЭС, где тоже есть Казахстан. Есть конкуренция и со стороны китайцев, которые вышли на 2-ое место по товарообороту после России. Нельзя забывать и о личной привязанности Токаева и Си, последнему импонирует китаеведческий бэкграунд казахского президента.

России придется принимать меры, если Казахстан начнет уплывать в зону влияния конкурентов. И без того требования к Астане со стороны Москвы крайне скромные — мы всего лишь просим не вести откровенную антироссийскую политику, нам достаточно нейтралитета. Но Казахстан не понимает баланс сил в регионе.

Уверенность Астаны в том, что это Россия нуждается в Казахстане, а не наоборот, следует развеять. Борьба Токаева с параллельным импортом лишила его козыря в отношениях с Москвой. Когда у России остается множество рычагов влияния на Казахстан, особенно в контексте углеводородов и торговли. Токаев это понимает и пытается выстроить альтернативные маршруты экспорта нефти из страны для снижения зависимости от Москвы.

Если Россия хочет напомнить соседу о своих интересах, то делать это стоит именно сейчас. Пока Казахстан не успел построить обходные маршруты транспортировки нефти и не смог заменить российские товары китайскими. Значит, все это может быть использовано для давления на Токаева, не говоря о том, что без помощи России он никогда бы не стал президентом. Влиять на Астану через несколько лет будет значительно сложнее и дороже, моментом стоит пользоваться.



Добавить комментарий

Войти с помощью: