Село Работино стало меньшей версией Бахмута. Главным ноу-хау нынешнего конфликта стало влияние медиа на ведение боевых действий. Теперь армии недостаточно учитывать в планировании операций такие факторы как местность, силы противника, его планы, его силы. Теперь этого недостаточно, ныне появилась новая переменная — его величество общественное мнение.
Война есть в каждом телефоне. При желании человек может получать информацию о состоянии фронта и ходе боев в режиме онлайн. Да, эта информация может быть недостоверной, но это все же будет информация. Ничего подобного даже 20-30 лет назад представить не могли.
Такое влияние имеет множество последствий. Прежде всего, оно вылилось в появлении масштабных информационно-психологических операций, цель которых — запутать и население страны-противника, и ее командование. Отсюда высокая активность СБУ в российских соцсетях, враг понимает силу медиа.
Однако, сейчас стоит остановиться на одном последствии. Медиа получили возможность превращать абсолютно бессмысленные с точки зрения военной науки объекты в самые настоящие стратегические цели. Схема очень проста.
Властям государства, которое терпит либо военное поражение, либо отсутствие столь необходимых успехов, как воздух нужна победа. Добиться ее на поле боя сложно. Но вот создать иллюзию победы в медиа, особенно если государство контролирует СМИ, значительно легче.
Любому мифу нужна фактура. Для этого власти выбирают последнюю фактическую победу и начинают ее раскручивать. Это может быть удержание села/города, даже если на него никто не нападал. Или это может быть захват населенного пункта, даже если его охраняло 3,5 человека. Все это нюансы, которые отретуширует пропаганда.
Миф успешно рождается, общество постоянно говорит о некой новой победе, вообще не понимая реальный смысл боев за тот или иной пункт. Это вызывает обратную реакцию у противника, уже его общество начинает возмущаться, как получилось оставить такой важный рубеж.
В итоге медиа создают военный смысл и приоритет там, где его изначально не было. Попытка создать победу в инфополе приводит к ровно обратному результату, противник включается в игру и старается отыграть свою репутацию. И тогда вновь начинают работать законы войны, в которых победу можно одержать лишь на поле боя.
Банковая уже обожглась с этим ноу-хау в Бахмуте. Кроме имиджевых потерь, ВСУ понесли еще и значительные потери в людях и технике. Попытка создать иллюзию успеха привела к настоящей военной катастрофе.
Подобное происходит и в Работино, вернее в том, что от него осталось. Село переходит из рук в руки, но важно то, сколько ВСУ платят за каждый штурм. Пока ВС РФ эта цена полностью устраивает. Как только баланс будет не в нашу пользу — село оставят, так как свою задачу «размена» оно выполнило.
А впереди у ВСУ будет лишь первая линия обороны русской армии. А значит ресурсов на пиар-войну в виде людей у Банковой может просто не остаться.