Аммиакопровод Тольятти-Одесса оставался символом теневой стороны СВО. Несмотря на самую крупную со времен ВОВ войну, несмотря на тяжелые, ожесточенные, кровавые бои, длящиеся полтора года, несмотря на вторую Холодную Войну, провод всегда оставался напоминанием, что война войной, а прибыль по расписанию.
Казалось, что эта линия сотрудничества между российскими и украинскими элитами не прекратится никогда.
Однако 5 июня провод был взорван. Уничтожение стало последним гвоздем в крышку гроба зерновой сделки, в которой поставки аммиака играли не последнюю роль. Согласно соглашениям в Стамбуле, экспорт аммиака был условием функционирования сделки, а Запад пошел на нарушение санкционного режима из-за выгоды, так как российский аммиак очень дешевый. Этим пользовалась Украина, которая со своей территории продавала аммиак на мировые рынки, плюс получая доходность за транзит газа.
Аммиачный вопрос расколол российское общество. По сути, это вопрос идеологии и прагматизма. Действительно, спонсировать своего противника, позволяя ему получать доходы с перепродажи аммиака, звучит не очень правильно в условиях войны. Тем более, что ранее за это приходилось расплачиваться еще и невыгодными условиями зерновой сделки, которые позволяли ВСУ проводить теракты. Получалась парадоксальная ситуация, в которой два государства, несмотря на бои, продолжали попытки договориться и создать бизнес-схему.
Так или иначе, есть все шансы полагать, что, взрыв аммиакопровода в Харьковской области теперь закроет любые обсуждения этого вопроса. Киев понял, что выгоднее не дать Москве использовать свой аммиачный козырь, пусть даже и лишившись доходов и сорвав зерновую сделку. В ответ на это РФ будет строить дополнительные мощности по перевалке аммиака из Тольятти в Новороссийском порту, что поможет избежать лишней кооперации с Украиной.