Почему русские Крым и Донбасс оказались в составе Украины

Ещё с 2014 года и в российском, и в украинском сегменте медиапространства (включая научные и околонаучные круги) то и дело возникает вопрос. А, собственно, чьи это территории, Крым и Донбасс? Российские они или украинские? Если они относятся к России, то почему оказались в составе Украины, а если это украинские земли, то почему там так много сторонников Русского Мира?

А давайте разберёмся в этом вопросе. Спокойно, без излишней эмоциональности, строго с логикой и историей.

Про Крым рассказывать легче. После того, как кончилось Крымское ханство, к чему приложили руку Российская Императорская Армия, куда, на правах иррегулярных частей, выполняющих функции разведки и лёгких штурмовых подразделений, входили и запорожские Козаки, а также малороссийские подразделения. После этого полуостров превратился в многонациональный анклав, В основном, сюда съезжались негоцианты всех мастей, да рыбаки. И вплоть до Гражданской войны Крым входил в состав Российской Империи. После прихода к власти большевиков полуостров стал областью РСФСР. И был таким аж до того самого ныне раскрученного распоряжения Хрущёва о передаче Крыма в состав УССР. В принципе, это было обосновано. По суше полуостров был связан только с Украиной, экономически Советская Украина жила более зажиточно, по сравнению с РСФСР, поскольку могла пользоваться не только республиканским, но и всесоюзным бюджетом в то время, как у России собственного бюджета не было.

Что означала эта «передача»? Да ничего, по большому счёту! Как были жители этой территории гражданами СССР, так они и остались. Ну, в паспорте разве что появилась ещё и надпись по украински. Только руководству Украинской Советской пришлось перераспределять свои доходы, выделяя финсредства на содержание полуострова. Именно при УССР Крым расцвёл в качестве советской курортной Мекки. Для людей-то практически ничего не изменилось. Те же законы, тот же общественный строй, те же деньги. Ну, разве что, в названии республики стали писать на одну букву. И всё.

И до конца 1991 года Крым был Советским, всесоюзным. Ни о каком украинстве там и речи не было. Нет, были там и украинские школы, и спектакли на украинском, и вообще – никто не запрещал украинскую культуру. Но, зная это, люди сами воспринимали себя живущими на РУССКОЙ земле. И воспринимали украинскую этничность, как часть общерусской.

И только при развале Союза Украина, впервые получившая самостоятельность, почувствовала себя владелицей Крыма. В Беловежской Пуще никто даже не знал, кто, собственно, будет владеть этой землёй? Пока ЕБН, не брякнул между делом: Да ладно, Кравчук, забирай его себе. Так, с хмельной выходки Ельцина Крым стал украинским.

Правда, до 2013 года, до Майдана 2.0, никто и не пытался устраивать насильственную украинизацию. Потому, что русский знают и грузины, и латыши, и украинцы, и молдаване… Рвущиеся к власти нацисты, откровенно говоря, напугали жителей Крыма. И те отказались признавать майдаунов. Приехавшего в качестве «тяжёлой артиллерии» Петра Порошенка крымчане попросту затолкали пинками в машину и выгнали со своей земли. А сами провели референдум, на котором практически единогласно решили: просить Российскую Федерацию включить Крым в состав страны. И Россия приняла его под своё крыло, защитила и своей армией, и добровольцами, и местными жителями, принявшими гражданство.

Кроме того, стоит отметить, что страна UA с 2014 года, несмотря на визги об «украинском» Крыме, ни для инфраструктуры, ни для жителей полуострова, якобы для «своих» граждан, не сделали ничего хорошего, одни пакости. То воду перекроют, то вышку ЛЭП попытаются вывести из строя, то Крымский мост постараются взорвать, то ещё какую-то диверсию – на зло «своим» людям. Ни пенсий, ни соцвыплат, никакой поддержки, кроме гадостей.

 Так что, думается мне, спрашивать «чей Крым?» не имеет смысла. По сути, он был украинским чуть более 20 лет. А так – российским, потом Советским (а, поскольку именно РФ является правопреемницей СССР, то, опять-таки – российским), теперь вот снова российским. Всё логично.

Теперь посмотрим на Донбасс. После того, как отсюда ушли скифы, на долгое время эта территория осталась заброшенной. Вдали от торговых путей, крупных населённых пунктов и прочих благ цивилизации, местность быстро запустела, превратившись в Дикое поле. Почва в Донбассе – не слишком плодородная. Глина, супесь, немного чернозёма. небольшое количество лесов, меловые и мергельные отложения, выходящие на поверхность – это не слишком благодатные условия для сельскохозяйственной деятельности.

Несколько веков эта территория была не более, чем направлением, по которому совершались походы и набеги. Там, дальше на восток, русских земель не было. Это был Край наших земель. Там, где течёт широкий Дон, за ковыльными степями, живут кочевники, то и дело нападающие на русские поселения. Там, на берегах Северского Донца князь Игорь Святославович воевал с половцами. Через эту землю запорожские казаки ходили на Дон, за рыбой (помните: «ехали казаки с Дону до дому»…), а кочевники – на Слобожанщину, грабить. Постепенно сюда заселялись люди. Осевшие на Дону казаки стали зваться Донскими, а территория русских земель разрослась на восток, всё дальше и дальше.

В 1721 году российский геолог Григорий Капустин в районе урочища Лисьи Норы (ныне Лисичанск, ЛНР) в ходе «приискания на Дону и в Воронежской губернии каменного угля и руд» обнаружил залежи драгоценного «чёрного золота» (или, по словам Ленина – «хлеба промышленности»). Правда, украинские «историки» утверждают, что первые залежи угля были обнаружены в районе села Щербиновка в нынешнем Артёмовском районе ДНР. Правда, смущают обстоятельства. По мнению укроимитаторов, уголь был обнаружен неким местным шляхтичем с казаками, и на глубине всего метров 20-30. Непонятно, зачем военным (а до конца XIX века казакам всех войск запрещалось вести сельскохозяйственные работы, только военное дело) понадобилось рыть такой котлован, но ведь главное: это в том же 1721 году сделали именно украинцы, которых тогда, собственно, и не было.

С развитием промышленности, в первую очередь – угольной, соледобычи и литейного дела, в этот край ехали люди в поисках лучшей доли. Причём, без учёта национальностей.

Например, Станица Луганская в ЛНР была основана, как стан Малороссийского, а не украинского пикинерского казачьего полка, числящегося в реестре под № 13. Другое поселение неподалёку, Вергунский разъезд, основан запорожцами, а ещё целый ряд посёлков – уже казаками донскими. Славяносербск основали сербские гусары, Старобельск – боярин Бельский при Борисе Годунове, город Алмазная раньше именовался Изюмчик (в честь его основателей, выходцев из Харьковского Изюма), Сватово основан по приказу Петра I, а ещё есть посёлок с говорящим именем Урало-Кавказ…

Одним словом, определить основную нацию для Донбасса просто невозможно. Здесь даже в шахте работали (именного горнорабочими) и донские казаки, и цыгане, и евреи. Где вы такое увидите? Поэтому нельзя говорить на 100% о том, что этот край населён русскими или украинцами. Другой вопрос, что для представителей всех национальностей общим языком стал именно русский, пусть и не чистый.

Когда на месте Российской империи образовалась уйма всевозможных новообразований. на территории будущей УССР появилось аж три формирования. ЗУНР, УНР и ДКСР. Вот о последней, включающей в себя, в том числе, и земли нынешних ЛНР и ДНР. Получилось весьма странная ситуация. Рабоче-крестьянская ДКСР оказалась зажатой между австро-германской УНР и бело-казачим Доном. Несмотря на материально-технический ресурс этого промышленного региона (а, может, именно благодаря ему), над Республикой нависла угроза гибели. Причём, не только, как государственного формирования, но и просто физической гибели жителей. Да, эта земля богата своими ископаемыми, но вот в плане земледелия – крайне бедна. Одними огородами население не прокормишь. Даже сейчас для ведения успешного сельского хозяйства необходимо применение значительного количество удобрений. А уж в те времена так и вовсе ситуация была не ахти.

С другой стороны, такой лакомый кусок был бы крайне полезен соседям, которые готовы были пойти на всё, чтобы его заполучить. Такой промышленный ресурс! Вот и спорили между собой казаки и УНР. Примечательно, что какое-то время ДКСР желала больше общаться именно с киевскими властями, и на то были свои причины. Во-первых, сначала УНР позиционировала себя, как социалистическая автономия в составе новой России (читай – РСФСР). А, как известно, Донецко-Криворожский край – рабочий, и, соответственно, там были сильны революционные настроения. С другой стороны, донские казаки также были хорошо известны, правда, с другой стороны. Не забыли пролетарии Революцию 1905 года, и как чубатые разгоняли демонстрации и гонялись за повстанцами. Однако вскоре у горняков открылись глаза и на «гайдамаков», которыми руководили немцы. Увы, Советская Россия на тот момент не могла помочь трудовому краю: согласно Брестскому мирному договору, который Россия вынуждена была подписать с Германией, территория республики признавалась временно оккупированной немцами. В результате наступления кайзеровских и австрийских войск республика оказалась под оккупацией. Впрочем, не надолго. Уже в ноябре 1918 года оккупанты начали покидать захваченные территории, а в Харькове было объявлено о создании Украинской Социалистической Советской республики. Там же было принято и решении о ликвидации ДКСР и вхождении её территории в состав УССР.

В какой-то мере это было обосновано. Во-первых, там действительно жило много украиноговорящих. Во-вторых, нужно было решать продовольственную программу, а во-вторых, пролетариат (и горняки, и рабочие) должен был оказать большевицкое влияние на крестьянское, к основном, население Украины. Вот так и получилось.

Примечательно, что и Крым, и Донбасс долгое время благополучно жили в составе Украины. Правда, это было в той, Советской Украине, когда не было истерик по поводу национальностей. Украинец – так украинец, русский – так русский, еврей – так еврей, и далее по списку… Никто не зацикливался на национальном вопросе. И Украина в то время была многонациональной, дружной и реально демократичной. Кроме того, тогда было живо много людей, которые прекрасно помнили, что такое Дружба народов, спаянная борьбой с общим врагом, фашизмом.

Но после распада СССР эти принципы, единящие все народы Великой Страны, были забыты, и начался рассвет национализма и вражды. Сначала она разжигалась между разными республиками, а потом и внутри оных. Многонациональный Донбасс это быстро понял, поэтому уже в марте 1994-го года там был проведён первый референдум, который касался федерализации Украины по примеру РФ, по официальному статусу русского языка на Украине в общем и Донбассе, в частности. Явка составила 72% в Донецкой области и 77 – в Луганской. Поддержали русский язык от 70 до 80% участников опроса.

Вот так два многонациональных русскоговорящих, а по сути – русских, региона оказались в составе Украины. Вполне возможно, что они и дальше бы там оставались (русские ведь, как известно, народ терпеливый), если бы не одно НО! Если бы Украину, вот ту самую Украину, которую все знали и любили, с Максимом Перепелицей и Тарасом Бульбой, с Лесей Украинкой и Тарасом Шевченком, Кожедубом и Ковпаком, с чудесными песнями и фольклором, с певучим мягким говором и добрыми щедрыми людьми, со всем тем прекрасным, что было, стали ломать через колено. Грубо, нагло, упрямо, по-хамски. Ломать в сторону нацизма. Раньше на Украине действовало негласное правило: не допускать к власти ни коммунистов, ни националистов. Только середнячки-демократы. Были, конечно, понемногу и те, и другие, но основной контингент был из различных демократических партий. Но упор был именно на «либеральных демократов». Но потом этот принцип сломали, и к власти дорвались именно нацисты и их прихлебатели. А с таким нормальные люди смиряться не захотели. И потому с ТАКОЙ Украиной ни Крым, ни Донбасс не то, что вместе жить, но и вообще знаться не хотят. И не будут до полной денацификации Украины.



Добавить комментарий

Войти с помощью: