Полицейские главки России закупают программное обеспечение, которое позволяет им следить за пользователями социальных сетей, в том числе читать личные сообщения, собирать данные о геолокации и анализировать связь между разными пользователями. Znak.com выяснил, что для этого может использоваться «серый» доступ к данным соцсетей. В МВД заявляют, что не собираются читать переписку пользователей без решения суда.
В пунктах технического задания указана возможность просмотра сообщений (даже удаленных) и просмотр любых действий пользователей в любых социальных сетях.ГУ МВД по Свердловской области объявило о закупке программно-аналитического модуля для информационной системы «Зеус», которая уже используется в свердловской полиции. Конкурс состоится 8 августа, начальная цена годовой лицензии —1 млн 850 тыс. рублей.
Выдержка из документации государственной закупки №0162100021316000117 (http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=0162100021316000117):
Раздел 7. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Описание предполагаемого к закупке товара (услуги):
Поставка программно-аналитического модуля.
Модуль должен быть совместим с ИАС «Зеус», состоящей на вооружении ГУ МВД России по Свердловской области.
Термины
В скобках указан сокращенный термин, используемый далее по тексту.
1. Пользователь системы (аналитик) – лицо со стороны Заказчика, осуществляющее основную работу с ИАС;
2. Социальная сеть – сетевой ресурс, предназначенный для социального взаимодействия физических и юридических лиц по единому протоколу;
3. Профиль социальной сети (профиль) – учетная запись в социальной сети, именно она указывается в происхождении сообщений, является носителем всех данных;
4. Группа социальной сети (группа) – учетная запись в социальной сети, объединяющая произвольное количество профилей и ведущая от их имени единую социальную активность;
5. Объект мониторинга социальной сети (объект мониторинга) – профиль или группа, отмеченные аналитиком для ведения постоянного мониторинга, история изменений ведется от момента постановки объекта на мониторинг;
6. Пользователь социальной сети (пользователь) – физическое или юридическое лицо, регистрирующее в социальной сети профиль и ведущее через данный профиль социальную активность, пользователь может иметь множество профилей в различных социальных сетях, также и профиль в социальной сети может использоваться несколькими пользователями или не иметь за собой реальных физических лиц;
7. Социальная активность – любые действия профиля, предоставляющие некую информацию для других участников социальной сети;
8. 8. Стена сообщений – ресурс, закрепленный за конкретным объектом мониторинга, служащий для объединения и публикации сообщений, является основным средством распространения информации;
9. Собственное сообщение – сообщения, сформированные и опубликованные объектом мониторинга от собственного имени на собственной или иной стене;
10. Входящие сообщения – сообщения на стене объекта мониторинга, за авторством иного профиля;
11. Ретранслированные сообщения (репосты) – сообщения за авторством стороннего профиля, явно и без изменений публикуемые профилем с указанием источника;
12. Аннотирование – внесение аналитиками дополнительной текстовой, ссылочной информации или тегов в привязке к данным, содержащимися в ИАС;
13. Прямой доступ к социальной сети – режим взаимодействия с социальной сетью с прямым логином и использованием API, требует наличия пула учетных записей и ключей API;
14. Проксированный доступ к социальной сети – режим взаимодействия через службу-посредник;
15. Геотег — связанная с фотографией информация о географических координатах места съёмки, высоте над уровнем моря и географическом названии местности; технически.
Функциональные требования
Модуль должен выполнять следующие основные задачи:
1. Возможность поиска профиля в социальных сетях;
2. Возможность поставить профили на постоянный автоматический мониторинг;
a. Пакетная постановка на мониторинг по списку;
b. Управление списком пользователе постоянного мониторинга – фильтрация, снятие с мониторинга, аннотирование, быстрый доступ к просмотру полных сведений;
c. Возможность форсированного (выполняемого в тот же момент) и высокоприоритетного (с высокой частотой обновления и приоритетным выделением ресурсов) мониторинга;
3. Возможность мониторинга социальной активности пользователя социальной сети:
a. Сообщения на стене группы, входящие публикации на стене, репосты;
b. Информация о группе, включая запись истории изменений в данных профиля (о себе, контакты, образование, место работы и т.д.);
c. Изменение в составе друзей, членства в группах;
d. Изменение в составе опубликованных медиа-файлов
4. 4. Возможность мониторинга присутствия пользователя в социальной сети:
a. Отслеживание времени пребывания пользователя в сети;
b. Отслеживание типа устройства входа;
5. Возможность поиска групп пользователей в социальной сети;
6. Возможность мониторинга деятельности групп:
a. Собственные сообщения пользователя на стене, входящие публикации на стене, репосты;
b. Информация о группе, включая запись истории изменений в них;
c. Изменения в составе организаторов и членов группы;
d. Изменение в составе опубликованных медиа-файлов;
7. Возможность визуализации социального окружения пользователя социальной сети в виде графа;
8. Возможность формирования архива профилей пользователей по указанному критерию (по городу, по членству в определенных группах и т.д.);
9. Возможность формирования архива сообщений пользователей по указанному критерию (по городу, по членству в определенных группах и т.д.);
10. Возможность полнотекстового поиска в архиве сообщений пользователей:
a. Поиск по произвольному тексту;
b. Автоматический поиск по настраиваемому аналитиком словарю;
11. Возможность обработки данных в тематическом разрезе:
a. Окраска пользователей социальной сети на основе пользовательских категорий, включая автоматическую окраску на основе семантического анализа сообщений;
b. Семантический поиск сообщений и пользователей по архиву сообщений в увязке с окраской пользователей;
c. Поиск названий файлов в сообщениях и профилях (видео, аудио);
d. Визуализация графов связей с учетом окраски пользователей и групп (дополнительная фильтрация и фокусировка);
12. Возможность поиска общих социальных связей (включая друзей, родственников, опосредованных друзей, общие группы и репосты);
13. Возможность аннотирования профилей и сообщения собственными комментариями и отметками;
14. Возможность формирования текстовых и графических отчетов;
15. Возможность формирования ленты обновлений профилей и групп, находящихся на постоянном мониторинге;
16. Возможность автоматического уведомления аналитика о наличии изменений в сведениях объектов мониторинга, включая новые сообщения и изменения в личной информации;
17. Возможность ведения журнала действий аналитика (поисковые запросы, действия по постановке и снятию с мониторинга и т.д.)
18. Возможность нанесение географического местоположения друзей профиля на карту Российской Федерации;
19. Возможность поиска фотографий по геотегам, времени загрузки фотографии в социальную сеть, ключевым словам которыми описывалась фотография;
20. Возможность отображения на карте Российской Федерации географических координат места съёмки фотографий профиля.
21. Возможность интеграции с внешними системами:
a. Предоставление ленты изменений в формате RSS для отображения на мобильных устройствах;
b. Возможность использования для соединения с социальной сетью удаленных служб проксированного доступа по RESTfull API;
22. Возможность мониторинга групп:
a. Сообщения пользователей группы на стене, входящие публикации на стене, репосты, лайки, комментарии;
b. Информация о группе, включая запись истории изменений в них;
c. Изменения в составе организаторов и членов группы;
d. Изменение в составе опубликованных медиа-файлов;
e. Возможность создания справочника ключевых слов;
f. Возможность мониторинга групп, по ключевым словам;
g. Возможность пакетной постановки групп по списку;
h. Вывод результатов мониторинга групп в нескольких вариациях (вывод всей информации, вывод только по ключевым словам)