Социальная сеть «ВКонтакте» подала в суд на компанию Double Data и Национальное бюро кредитных историй.Социальная сеть Вконтакте обвиняет международные организации в незаконном сборе и коммерческом использовании персональных данных пользователей: на основе информации открытых профилей оценивалась кредитоспособность их владельцев. В дальнейшем информация продавалась банкам.
Ответчики считают иск проявлением конкурентной борьбы и заявляют, что «ВКонтакте» просто хочет сама заработать на этой информации. Судебный процесс может стать прецедентным в российской практике и похоронить сервисы, чья работа построена на обработке Big Data.
В пресс-службе Mail.Ru Group, которая владеет «Вконтакте», уточнили, что действия Double Data неправомерны хотя бы потому, что в ходе сбора информации они создают множественные необоснованные запросы к социальной сети «что в конечном итоге может негативно повлиять на скорости отклика для обычных пользователей, а также копирование, обработку и продажу контента, в том числе аудио, видео, фото».
Практика сбора персональных данных стала нормой по всему миру. Существуют целые проекты, которые собирают и обрабатывают информацию об отдельных людях на основе их профилей в Facebook, Linkedin, Twitter и других социальных сетях. На базе полученных данных формируется профиль потенциального клиента для различных учреждений, в первую очередь, банков.
При этом к сервисам, занимающимися обработкой Big Data подобного плана, возникают претензии по всему миру. В том числе и в виде судебных исков о неправомерном сборе и использовании информации пользователей. Борются с этим явлением и социальные сети. Так, Facebook в ноябре 2016 года запретила страховой компании Admiral Insurance из Великобритании использовать алгоритм анализа владельцев автомобилей исходя из их поведения, назвав его «слишком навязчивым».
Пока крупнейшая русскоязычная социальная сеть по тем или иным причинам отстаивает неприкосновенность персональных данных пользователей, часть из них готова торговать информацией о себе. Так, согласно опросу, проведенному исследовательской компанией GfK, 29% респондентов из России готовы предоставить доступ к своим персональным данным в обмен на скидки, привилегии или персонализированный сервис.
«В ходе онлайн-опроса респондентам предложили указать, насколько они согласны или не согласны с утверждением „Я готов поделиться своими личными данными (о здоровье, финансовом положении, водительской истории, использовании электроэнергии и т.п.) в обмен на преимущества или льготы“ », — говорится на сайте.