развитию компании #СпецАвтоИнжинириг (#NEXTElectro) Олегом Кононенко. Часть 2-ая.
— …Максим Лёв: «Сколько машин взяли Россети, которые выступали первоначальным заказчиком?»
— Олег Кононенко: «Ирония судьбы в том, что тот заказ на 12 машин, который стал толчком данного проекта, был впоследствии отложен МОЭСК на 2019 год. Первые серийные машины были отгружены другим заказчикам. Но руководством Россетей принято решение о переводе части корпоративного парка во всех дочерних предприятиях по всей стране. И мы надеемся что в следующем году от них начнут поступать заказы.»
— Максим Лёв: «Правда ли, что действующий ОТТС рассчитан только на 100 машин?»
— Олег Кононенко: «Да, это так. Но мы не видим здесь проблемы: если спрос будет расти и мы выберем первую сотню, сделать новый ОТТС не является проблемой. К тому же к тому времени у нас уже появиться новый электропривод (надеюсь, российского производства) и новое поколение батарей. И все эти изменения сами по себе уже потребуют оформления нового ОТТС.»
— Максим Лёв: «Зарядный разъём так и остался под капотом? Получается, что заряжать машину где-то в общественном месте будет не очень удобно.»
— Олег Кононенко: «На серийных машинах мы уже перенесли зарядный порт под газовскую эмблему на решетке радиатора, доступ через откидной лючок. Можно увидеть на фото ниже как это сделано.»
— Максим Лёв: «Какие батареи используются сейчас. Вроде бы поставщиков вы меняли и Лиотеха на первых моделях не было.»
— Олег Кононенко: «Сейчас используются литиевые батареи типа NMC, удельная энергоемкость — 220 Вт*ч/кг, срок службы — 2000 циклов при глубине разряда 100%. Производство — Китай.»
— Роман Подгаевский: «Я не нашёл у вас в линейке электромобилей грузоподъёмностью 500-1000 кг, хотя мне кажется, это самый массовый класс автомобилей в сегменте внутригородской доставки. Планируете ли вы развитие в этом направлении? И если не планируете сами, то рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с целью создания такого автомобиля?»
— Станислав Макухин: «Поддержу вопрос. Олег, есть ли в задумках коммерческий фургон-«каблук» малого класса или взять в «обработку» «Соболь»? Он был бы со временем востребован городскими фирмами доставки «последней мили.»
— Олег Кононенко: «Пока у нас нет планов по разработке электро-«каблуков». Во-первых, потенциальные заказчики на кого мы ориентируемся заинтересованы в первую очередь в коммерческих электромобилях грузоподъемностью около 1500 кг. Также на базе таких фургонов можно делать электрические маршрутки которые потенциально очень востребованы в городах.
Во-вторых, в этом сегменте уже есть серийные продукты от больших автопроизводителей (например, Renault Kangoo, Nissan e-NV200). Для успешной конкуренции с ним нужно также иметь достаточно крупное производство, и большие инвестиции. Поэтому разумнее, на наш взгляд, работать в первую очередь в тех нишах, которые пока свободны и дают возможность хорошо стартовать и закрепиться.»
— Максим Лёв: «Каким образом происходит мониторинг батареи в вашем авто? Есть ли программа аналогичная лифспай?»
— Станислав Макухин: «Согласен. Такая программа, загруженная в свой смартфон, была бы очень полезна конкретному потребителю.»
— Олег Кононенко: «На каждой машине мы ставим устройства мониторинга, которые собирают и передают информацию о работе машины на наш сервер. Также есть собственное ПО по диагностике и мониторингу работы, но оно для внутреннего пользования инженерным персоналом компании, не для конечных пользователей.
Программы типа LeafSpy у нас нет, и мы не уверены что она пока нужна. Для корпоративного заказчика важнее отслеживать и накапливать информацию по ежедневному использованию машины, чем дать возможность водителю посмотреть какие-то данные по батарее или коды ошибок. Водителю такого транспорта главное что бы машина ездила, более детальная информация его как правило не интересует.
У меня личный автомобиль — Nissan Leaf, и на смартфоне стоит LeafSpy. Я им пользуюсь очень редко — примерно раз в полгода, и то в основном из любопытства.»
— Максим Лёв: «КПП так и осталась? И кардан? Т.е потери от мотора до колеса наверно значительные?»
— Олег Кононенко: «КПП нет, стоит редуктор с фиксированым передаточным отношением. Кардан переделанный — берем более компактный и легкий кардан от полноприводного Соболя и делаем более коротким. Конечно, потери в трасмиссии выше, чем например у переднеприводной трансмиссии. Но тут у нас выбора нет — ГАЗель идет только с задним приводом.»
— Максим Лёв: «А без кардана напрямую к мосту подключить нереально?»
— Олег Кононенко: «Как вариант будущего развития мы прорабатываем также вариант заднего моста с интегрированным электромотором. Это позволит снизить потери в трансмиссии, а также уменьшить пространство, которое сейчас занимает электропривод и соответствующие детали трансмиссии.»
— Максим Лёв: «ГАЗ вам машины без двигателя поставляет или вы их сами снимаете и меняете?»
— Станислав Макухин: «Спасибо коллега. Тоже хотел попросить Олега осветить этот вопрос.»
— Олег Кононенко: «У нас соглашение с заводом ГАЗ, по которому они продают нам «планеры» в нужной нам комплектации без ДВС и сопутствующих систем (выхлопа, охлаждения и пр.)»
— Станислав Макухин: «Олег, ну и ещё один, скорее всего, заключительный вопрос. Конечно, сейчас ещё рано говорить о рециклинге и «второй жизни» аккумуляторных блоков машин NEXT Electro, но уверен, что «доброжелатели» его всё равно так или иначе поднимут.
В наших публикациях мы часто освещаем тему «второй жизни» электромобильных батарей, и самое главное, что этим занимаются сами автопроизводители.
Вопрос. Каков ресурс ваших аккумуляторных блоков (в годах), на какой отметке остаточной ёмкости будет смысл их менять, и думаете ли Вы, что будете делать со снятыми блоками, куда их пристроите, может тоже к каком-то проекте СНЭ?»
— Олег Кононенко: «Ресурс наших батарей — 2000 циклов при глубине разряда 100%. Даже если каждый день разряжать батарею в 0, то при таком жестком режиме ее ресурс составит чуть больше 5 лет. Но на практике водители редко разряжают батареи в 0, обычно 20-30% остается и машину снова ставят на подзарядку.. При таком режиме эксплуатации мы рассчитываем на срок службы около 7 лет, в режиме щадящей эксплуатации батареи хватит и на 10 лет.
При этом мы говорим о том, что в течении данного срока службы емкость батареи будет оставаться не менее 80% от начальной емкости. Т.е. даже после этого срока можно будет ездить на машине, только запас хода будет уже не такой как на новой машине. Некоторые производители устанавливают порог «годности» батареи еще ниже — например, у Ниссан этот порог установлен на уровне 60% от начальной емкости.
И конечно мы планируем повторно использовать батарейные блоки, отработанные на машине, в стационарных накопителях. Эти накопители могут использоваться в различных областях — для сетевых и домашних накопителей, для солнечных и ветро-элеткростанций.»
— Станислав Макухин: «Олег, Спасибо за интересную беседу, открытые ответы на все вопросы. Думаю, что даже те кто раньше мало или вообще ничего не знал про электромобили, а тем более про их производство у нас в стране, всё поняли и получили много информации для размышления.
Олег, хотел бы с Вас взять обещание организовать как-нибудь экскурсию на ваше производство. Это было бы замечательно и интересно.
Спасибо и коллегам за их участие в беседе и точные вопросы.»
#ZeroEmission #Электромобили #ЭлектрическаяРеволюция #ЗелёнаяЭкономика #Инновации #ЗелёнаяТочкаСтарта