Как погибала украинская эскадра

Ситуация,
которая сложилась в украинской морской отрасли, не может не вызывать тревоги.
Новой власти досталась доведенная до банкротства и разворованная структура
некогда морской державы, которая все больше превращается в просто некую страну
у моря. Процесс этот длился годами. И на то, чтобы как-то исправить ситуацию,
видимо, тоже понадобятся годы.

После отделения
Крыма Киев потерял более 50 единиц флота. Некоторые корабли Россия передала
сразу, еще 17 корветов, тральщиков и катеров до сих пор остаются на хранении в
Севастополе, и украинская сторона не торопится их забирать. Сегодня, помимо
новых катеров, в распоряжении подразделений ВМС Украины находится в общей
сложности семь кораблей, более десятка катеров постарше и различных
вспомогательных судов. Однако какое отношение сегодня к ним мы разбирались в
нашем материале.

Давняя история

Параллельно с
законодательно оформленной приватизацией в Украине с начала 1990-х годов
продолжались и начатые еще в период горбачевской перестройки масштабные
процессы теневого разграбления госсобственности.

Наиболее
скандальной в этом отношении стала история «дерибана» Черноморского морского
пароходства — ЧМП.
Черноморское морское пароходство, созданное в 1833 году, к 1990 году было
крупнейшим в Европе и вторым в мире. На его балансе находилось 295 морских
судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн тонн и около 1,1 тыс
единиц вспомогательного флота.
Годовой доход пароходства составлял более 1 млрд долл. В ЧМП работали 80 тыс
человек, из них 27 тыс плавсостава.

Общая стоимость
активов компании составляла 7 млрд долл, в различные годы чистая прибыль
колебалась от 160 млн долл до 1 млрд долл. Это составляло 10% всей валютной
выручки Советского союза. Например, каждый рейс в США — 1,5-2 месяца — одного
газовоза типа «Моссовет» приносил 1 млн дол фрахта.

Тем временем с
первых дней провозглашения независимости на руководящих должностях в
правительстве и в отраслевом министерстве оказались «далекие от моря»
люди, которые попросту не знали, что делать с таким колоссом как ЧМП. Политика
перевешивала все аргументы, включая логику и здравый смысл.

В парламенте
регулярно звучало: «Флот в таком количестве Украине не нужен». Тогдашний глава
правительства Витольд Фокин якобы и вовсе заявил: «Что, мы не найдем пару
суден, чтобы перевезти в Украину какой-то груз?».

Спекулируя на
возникшей в конце 1980-х годов проблеме старения кораблей, руководство стало
«химичить» со списанием и продажей судов. В 1986-1992 годах на баланс ЧМП
поступило 62 судна, а списано было более 90. Средний их возраст составлял всего
20 лет.

Еще одной
больной темой для ЧМП стала судьба нескольких научных судов, работавших в
составе ЧМП. Так, на борту теплохода «Космонавт Юрий Гагарин» имелось
уникальное оборудование на многие миллионы долларов. В середине девяностых
Минобороны его изъяло, после чего судно за 765 тыс долл отправилось в Индию для
разделки на металлолом. Долг же оборонного ведомства Черноморскому пароходству
— 6,6 млн грн — так и не был погашен, хотя на этот счет было принято
специальное решение правительства.

Не вернули
пароходству и валюту, потраченную правительством на печатание первой украинской
гривны. Таких «посторонних» расходов было «повешено» на пароходство
много, и Кабмин об этом знал.
Из 360 судов осталось только 239. Остальные, естественно, лучшие, уже без
каких-либо осложнений были уведены. Но, как оказалось, основной «дерибан»
Черноморского пароходства был еще впереди.

Мечты о флоте

Несмотря на
столь упадническую ситуацию в отрасли, о восстановлении, по крайней мере,
военного кораблестроения, высшее руководство страны всегда говорило с помпой.

Крейсер
«Украина» заложили летом 1984 года и спустили на воду 11 августа 1990 года —
тогда еще под названием «Адмирал флота Лобов». Это корабль стандартного для
своего класса водоизмещения 11,5 тысячи тонн и длиной 186,5 метра, рассчитанный
минимум на 500 человек экипажа. Может нести ракетное, противолодочное и
минно-торпедное вооружение, зенитную установку и вертолет Ка-27. Крейсер того
же проекта «Атлант» под названием «Москва» сейчас является флагманом
Черноморского флота РФ. «Украину» постигла гораздо более печальная участь.

Корабль вывели
из состава российского флота и передали в собственность соседнему государству 1
октября 1993 года. Его должны были достроить в 1994 году, но процесс постоянно
останавливался из-за перебоев с финансированием, пока в начале 2000-х, когда
готовность корабля составляла 95 процентов, работы не заморозили окончательно.
На конец 1980-го стоимость крейсера оценивали в 135,3 миллиона советских рублей
(225,5 миллиона долларов по курсу Госбанка СССР). По данным на 2010 год
стоимость крейсера оценивалась в 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов
по актуальному на тот момент курсу). До 1992 года только в его строительство
вложили 171 миллион долларов, с 1992-го по 2003 год — еще 24 миллиона долларов.
И это расходы только на строительство — корабль необходимо было еще и
содержать. Бывший глава Николаевской области Николай Романчук в марте 2014 года
потребовал, чтобы долгострой как можно скорее продали, потому что его стоянка
обходится бюджету в шесть миллионов гривен (почти 225 тысяч долларов)
ежемесячно, а у государства нет таких денег.

Украинская
власть осознала необходимость этих мер только в 2019 году, после прихода к
власти Владимира Зеленского. 20 сентября глава «Укроборонпрома» Айварас
Абромавичус поддержал предложение Минобороны продать корабль, объяснив это тем,
что у страны «нет потребности в крейсере такого масштаба», поэтому будут
строиться новые единицы флота поменьше. Однако еще в 2017 году госконцерн
называл совершенно иные причины того, что «Украина» до сих пор ржавеет на
Николаевском судостроительном заводе. Работа предприятия оказалась
заблокированной из-за того, что правительство с февраля 2015 года отказалось
возмещать средства на содержание крейсера. Счета завода арестованы,
задолженность по зарплате превышает 58 миллионов гривен (2,1 миллиона
долларов).

Еще один флагман
украинского флота. В последние пять лет регулярно участвует в международных
учениях. Заложен в 1990 году в Керчи, изначально планировалось, что он будет
служить в погранвойсках КГБ. В распоряжение независимой Украины фрегат поступил
летом 1992-го, к тому моменту его не успели достроить, и корабль смог вступить
в строй только весной следующего года.

«Гетман Сагайдачный»
— сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Стандартное водоизмещение —
3274 тонны, длина — 123 метра, ширина — 14,2 метра. Его вооружение составляют
зенитно-ракетный комплекс «Оса-МА2», реактивные бомбовые установки РБУ-6000
«Смерч-2», 533-миллиметровые торпедные аппараты, артиллерийская установка. На
борту несет службу вертолет Ка-27ПС. Также оснащен радиолокационной системой
(РЛС) «Фрегат-МА» общего обнаружения, РЛС радиоэлектронной борьбы «Старт-С»,
станцией обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ и другой
радиоаппаратурой.

В мае 2017 года
вокруг «Гетмана Сагайдачного» разгорелся громкий скандал: его двигатель
сломался сразу после ремонта, который стоил 14,5 миллиона гривен (около 550
тысяч долларов). Выяснилось, что дизельную установку не удалось отремонтировать
из-за санкций в отношении России, которые сама же Украина и ввела. Необходимая
деталь была изготовлена в 1996 году на заводе «Звезда» в Санкт-Петербурге, но
Киев не закупает продукцию для оборонной сферы у соседнего государства. К тому
же журналисты узнали, что тендер на ремонт фрегата выиграл завод «Кузница на
Рыбальском», принадлежащий тогдашнему украинскому президенту Петру Порошенко.
В итоге «Сагайдачного» пришлось снова отправить в ремонт, который обошелся
бюджету государства в 91 миллион гривен. Корабль вернулся в строй летом 2018
года, как раз к украино-американским учениям Sea Breeze.

Пограничный
корабль проекта 1124П для нужд КГБ СССР был спущен на воду в 1976 году.
Изначально носил название «Днепр». Перешел в собственность Украины в 1996 году,
тогда же получил нынешнее имя. Стандартное водоизмещение — 880 тонн, длина —
71,2 метра, ширина — 10,17 метра. На вооружении имеет реактивные бомбовые
установки «Смерч-2», два бомбосбрасывателя для глубинных снарядов, торпедные
аппараты, артиллерийские установки. Также оснащен радиолокационными средствами
борьбы.

В 2007 году
корабль серьезно пострадал во время шторма в Севастополе, в 2013 году его
планировали списать. «Винница» отправилась в ремонт только в 2017 году.
Изначально на восстановительные работы собирались потратить 270 миллионов
гривен, но когда корабль оказался в доке, смета выросла до полумиллиарда гривен
(около 1,3 миллиарда рублей). При этом члены экипажа рассказывали, что на
собственные средства красят и латают его корпус. В августе 2018-го корвет вышел
из дока, однако его боеспособность так и не восстановили: на корабле не
работает радиолокационное оборудование, гидроакустические станции, другие узлы
и агрегаты.

21 октября в
порт Одессы прибыл американский грузовой корабль «Ocean Freedom», который
доставил два бывших патрульных катера Службы береговой охраны США типа Island —
«Славянск» и «Старобельск».

Катера класса
Island строились в течение 1980-90-х годов. В базовой комплектации имеют
водоизмещение 168 тонн, длину 34 метра, ширину 6,4 метра. Развивают скорость до
29,5 узла. Из вооружения у катера есть 25-миллиметровая пушка и два пулемета.
Катера оснащены РЛС общего обнаружения AN/SPS-73 и досмотровой лодкой Zodiak
Hurricane 540.

«Славянск» и
«Старобельск» были списаны в 2017 году. По сообщению Службы береговой охраны
США, общая стоимость катеров, их первоначальной модернизации и обучения
украинских моряков уже составила около 10 миллионов долларов. Во сколько
обошлась Украине их доставка — неизвестно. Катера пришлось везти на
транспортном судне, потому что в марте 2019 года выяснилось, что они не в
состоянии пересечь океан и нуждаются в более серьезной подготовке.

Новому
руководству страны, видимо, все же нужно осознать, что у Украины огромный
морской потенциал. Определяющим при этом следует признать неразрывное единство
таких факторов, как морская инфраструктура, морское законодательство и морские
кадры. Иначе Украина окончательно превратится просто в страну у моря, которая
будет продолжать плакаться на то, что во всем виновата Россия.



Добавить комментарий

Войти с помощью: