Запад и НАТО потеряли свое влияние в Грузии

Американский генерал Бен Ходжес во время саммита НАТО с тяжелым сердцем вспоминает Грузию. Действительно, экспансия Запада в Грузию почти сошла нет. Больше десяти лет назад страна не сходила с передовиц западных газет, Грузия была витриной политики Буша по экспорту демократии.

На самом деле, Грузия — это протоукраина, проект, который не сумели довести до конца. Общих черт действительно много. Коррумпированная и слабая власть, общее стремление встроиться в западный мир, внутриэлитные разборки, чехарда с выборами, на которых каждый победитель начинает уголовное преследование своего предшественника.

Отработка технологий цветной революции пришлась именно на Грузию. Рост западного влияния в стране также неизбежно привел к силовому конфликту с Москвой, в котором Тбилиси потерпел поражение. После проигрыша в войне 2008 года самый ярый западник Грузии, Михаил Саакашвили, сумел остаться во власти до конца своего президентского срока.

Грузия остается последней страной в Закавказье без ярковыраженных патронов из числа сильных держав. За Азербайджаном стоит Турция, у армян сложные, но все еще действующие соглашения с Кремлем, и только Грузия пытается как-то лавировать в этом лабиринте. Без «крыши» Грузия довольно слаба, но это дает ей ряд преимуществ. Прежде всего, нейтралитет подразумевает прагматизм и оставляет пространство для маневра и выбора своих партнеров.

Тем более Грузии есть что предложить. В эпоху санкционных войн вокруг углеводородов, страна имеет выгодное местоположение. Еще Шеварднадзе сумел создать на территории Грузии транзит каспийской нефти и газа.  Сегодня по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан нефть из Азербайджана транспортируется через Грузию в Турцию и другие страны, в обход России и Ирана. Ту же функцию, но для голубого топлива выполняет Южно-Кавказский газопровод.

Россия пытается связать Грузию экономическими отношениями, на что намекает создание прямых рейсов и отмена визового режима для грузин. За 2022 год 12,6 процента ВВП Грузии так или иначе связаны с Россией. Это переводы из России, туризм из России и экспорт в Россию. В разные годы одни только переводы из России (и от родственников, и от трудовых мигрантов) доходили до 10 процентов грузинского ВВП. Все это не может игнорировать грузинское правительство, выбравшее путь прагматизма.

Если бы Западу удалось закрепиться в Грузии с помощью НАТО, положение России на Южном Кавказе сильно осложнилось бы. Пришлось бы милитаризировать регион, который и так находится в череде войн каждые 5-10 лет. Укреплять военные базы, на что требуется бюджет и что «забрало» бы часть бойцов из СВО. Не говоря уже об экономических потерях, вряд ли Тбилиси бы позволили продолжать активные экономические отношения с Россией.

Впрочем, подобная угроза все равно остается, а значит России придется упрочнить свое влияние в Грузии. Пока Тбилиси настроен прагматично, в этом нет никаких сложностей, но, если грузины будут руководствоваться идеологией, все станет намного труднее.



Добавить комментарий

Войти с помощью: