В формате онлайн интервью, на вопросы участников группы «ЗТС — Электромобили | …Электрозаправки | ВИЭ | Системы хранения энергии» проекта «Зелёная Точка Старта» отвечал глава БМГ (Бакулин Моторс Групп) / Волгабас, Алексей Бакулин.
Имена спрашивающих, сами вопросы и ответы публикуются без изменений. Как и предыдущие беседы в этом формате, разговор получился открытым, содержательным и профессиональным.
Приглашаем к такому формату общения руководителей всех предприятий и стартапов, так или иначе, связанных с темой электрифицированного, автономного транспорта и сферы возобновляемой энергетики.
________________________________________
— Станислав Макухин: «Алексей Анатольевич, расскажите про заводы Вашей компании. Насколько загружены производственные мощности на заводах в Волжском, и во Владимире? Как предприятие справляется с непростым экономическим периодом в стране, как это отражается на коллективе? Когда читаешь и публикуешь новости про зарубежные проекты, обращает на себя внимание то, что они очень серьёзно относятся к социальной ответственности бизнеса. У Вас, как у современного и инновационного предприятия так же?»
— Алексей Бакулин: «Добрый вечер!
1. загрузка
Волжский завод вышел на производительность 70 автобусов в месяц. Портфель расписан до конца года!
Владимирский завод. Загружен производством модулей и каркасов на 100%
Запустили 4 ячейки роботизированной сварки … осталось ещё 20:) до конца сентября планируем запустить.
Сборка автобусов идёт в тестовом режиме! В сентябре план 40 штук.
В этом году сделаем и продадим 1000 автобусов!»
— Станислав Макухин: «Про электробусы и газомоторы. Алексей Анатольевич, хотелось бы узнать Ваше экспертное мнение относительно Вашего видения будущего баланса в производстве, а, следовательно, и на дорогах, между электробусами, автобусами с газомоторной двигательной установкой и машинами, использующими водородные топливные элементы. У нас сейчас некоторые говорят, что будущее транспорта в России за газомоторами, правда не уточняют, это относится только к общественному и грузовому автотранспорту или сюда же добавляют и частный легковой транспорт. Согласно статистике топливного баланса за 2015 год, на долю газового топлива (если я не ошибаюсь) приходилось только около 3%. Каково Ваше видение этой дилеммы?»
— Алексей Бакулин: «Автобусы ГМТ очень выгодны транспортным компаниям, но есть существенные ограничения в заправочной инфраструктуре! И это существенно тормозит развитие парка тс ГМТ.
Как только снизится стоимость 1 кВт батареи на 50%, то экономического
Резона в эксплуатации тс с ДВС не будет».»=
— Станислав Макухин: «В продолжение предыдущего вопроса. Некоторые надуманно противопоставляют электротранспорт и газомотор, говоря, что в России тяжёлые климатические условия и электротранспорт у нас не приживется. Правда они забывают, что страна у нас большая, и климатических зон тоже много, от вечной мерзлоты, то субтропиков. То есть тут нужна дифференциация, что-то хорошо для Нарьян-Мара, а что-то для Сочи и Крыма. Согласны? Как себя показывают электробусы «СитиРитм-12Е», особенно учитывая место эксплуатации — Санкт-Петербург, Сургут и Крым, для примера?»
— Алексей Бакулин: «Вопрос в стоимости км пробега! Что выгоднее, то и будут использовать! Климат — это временные и снимаемые ограничения».
— Станислав Макухин: «Про «Матрёшку» и автономный транспорт. Не буду возвращаться к той злополучной статье, и причинам, по которым Вы разошлись с некоторыми участниками проекта на предыдущем этапе. Скажу от себя, что тут я придерживаюсь китайского принципа «пусть цветёт сто цветов». В любом случае, все участники получили неоценимый опыт, и, наверное, каждый пойдя дальше своим путём постарается реализовать свои наработки. В любом случае это хорошо, так как увеличивает конкуренцию инженерной мысли. Это примерно как в 40-ые годы в нашей стране была конкуренция множества авиационных КБ, что позволило создавать лучшие в мире образцы техники в военной, а потом и в гражданской авиации.
Как правильно говорят наши коллеги, мы наверно шагнули несколько вперёд относительно того к чему сейчас готова наша страна, в смысле применения автономного транспорта. Не рассматриваете ли Вы варианты экспорта данной продукции? В Европе, США и Китае эта техника сейчас быстро развивается и уже создаётся её рынок. В публикациях группы уже были материалы про Navya Arma, OLLI (LOCAL MOTORS), EZ10 (EASY MILE), так же появились автономники от Baidu, а вскоре выйдет продукт Генрика Фискера Orbit. Можно сказать, что уже сейчас есть потребность в такой технике на мировом рынке».
— Алексей Бакулин: «Все команды, которые так или иначе имели отношение к моему личному проекту matreska получили бесценный опыт и свою долю раскрутки в инновац. Поле! Мы все за это благодарны матрёшке! Но проект продвигается вперёд и наша главная цель — это деньги! Мы должны зарабатывать, поэтому мы ее трансформируем и приближаем к рынку!
Когда проект начинался сразу была задача, что это будет проект мирового уровня, а не локальная история для выжимания гос бабла!
И главное — мы должны продавать услугу … такой комплексный сервис! Мы активно ищем рыночную нишу».
— Станислав Макухин: «Про зарядку. На какую систему зарядки рассчитаны электробусы (а потом и автономники) компании? Это должны быть быстрые суперчарджеры постоянного тока или, к примеру, 44 кВт переменного?»
— Алексей Бакулин: «Мы будем делать продукт для всех типов зарядки, в тч и динамическую. Но сейчас рынок требует ночную зарядку и мы серьезно за 2 года продвинулись… начиная с 120 км дневного пробега и полным салоном подиумов( в кот были спрятаны батареи) …. сейчас ..300 км и % ровного пола как на стандартном дизельном низкопольнике! И это однозначно успех и минус 1 тонна».
— Максим Лёв: «Вы уже меняете третьего разработчика автономных систем для Матрёшки. Кто теперь занимается этим? Будет ли третий вариант, который покажут на выставке действующим прототипом или это будет просто муляж? Не пойдёте ли вы по пути Пелевинского «автономного лунохода» из ОМОН Ра?»
— Алексей Бакулин: «Пока только 2-х:)
Я чуть позже подробно расскажу почему мы прекратили сотрудничество, и главное о нашей новой концепции по работе с такими командами! И на другие вопросы».
— Максим Лёв: «Вы не ответили на вторую часть вопроса: будет ли на выставке в октябре муляж, в лучшем случае ездящий с помощью водителя, или действующий прототип с полноценной системой автономии?».
— Алексей Бакулин: «действующий прототип».
— Максим Лёв: «Кто является поставщиком АКБ для ваших электробусов? Китай?»
— Алексей Бакулин: «У нас целый пул поставщиков; Лиотех, Кокам, LG, HELLA».
— Максим Лёв: «Т.е на каждом последующем варианте электробуса новый поставщик батарей? Сколько сейчас у вас электробусов сделано? Два?»
— Алексей Бакулин: «2 варианта, несколько десятков! Лиотех — основной поставщик! Для европейской версии выбран вариант Hella».
— Максим Лёв: «Вы отказались от современных экономичных электродвигателей в пользу более прожорливых, но наверное дешёвых троллейбусных. Эта тенденция сохранится на последующих модификациях электробусов?»
— Алексей Бакулин: «Подскажите от каких именно современных двигателей отказались.
Вы делаете заявление, которое меня ставит в тупик:)».
— Максим Лёв: «Ну например от двигателей «электро транспортных технологий». Или нет?
Троллейбусный двигатель, как пишут, даже воздушного охлаждения, что тоже не является положительным фактором при эксплуатации.
У вас есть информация — какие электродвигатели ставят ваши конкуренты: КАМАЗ и Лиаз? Насколько известно из открытых источников там используются импортные двигатели с современным жидкостным охлаждением. Троллейбусный движок в современном электробусе, который вы, по вашему утверждению, хотите сертифицировать даже для европы это очевидно ваше ноу хау».
— Алексей Бакулин: «Двигатель ЭТТ 115 кВт — в каких транспортных средствах используется ?
Как только он будет готов к тестовой эксплуатации, то мы с радостью его примем к испытаниям!
Кстати, есть другой поставщик, который предложил нам двигатель на постоянных магнитах…. проверим! Нам очень интересен этот вариант!
Из всего того, что есть в РФ и готово к поставке малыми сериями — это Кросна!
Электропортальный мост ЦФ — этот вариант мы используем для нашей европейской версии!».
— Максим Лёв: «Спасибо за развёрнутый ответ. Значит дело осталось за Ильёй Федичевым, который должен предоставить вам двигатель для испытаний? Я правильно понимаю?
Будет ли сертифицирован электробус в новом дизайне кузова, который демонстрировался в Москве».
— Алексей Бакулин: «Мы начали сертификацию в РФ и скоро закончим. В Европе процесс чуть позже начнём, автобус который будет на IAA в Ганновере пройдёт и сертификационные испытания».
— Максим Лёв: «Прямо с троллейбусным двигателем с воздушным охлаждением и будете в Европе сертифицировать? Или поставите все таки какой-нибудь ZF?».
— Алексей Бакулин: «Какой-нибудь ZF».
— Максим Лёв: «Будет ли ваша компания дорабатывать электробус под московские требования, чтобы участвовать в будущих тендерах на поставку в столицу?».
— Алексей Бакулин: «Мы понаблюдаем за тем, что получиться с автобусами из действующего ТЗ, возможно оно эволюционирует )».
— Максим Лёв: «Т.е, другими словами, желания или возможностей участвовать у вас нет? Мало верится, что концепция, которую московские власти вырабатывали несколько лет, претерпит значительные изменения».
— Алексей Бакулин: «Эксплуатация такого большого парка электробусов однозначно приведёт к изменениям и новым решениям и предложениям!»
#АвтономныйТранспорт #ElectricMiniBus #AutonomousBus #Электробус #ЭлектрическаяРеволюция #ЗелёнаяЭкономика #Инновации #ЗелёнаяТочкаСтарта